Мария Абрамова
Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно – патриотического
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Публикация «Консультация для педагогов „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания.
"Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Михаил Ломоносов.
Вот почему нужно знакомить ребёнка с историей нашей Родины. Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру
Задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
• к семье, городу, стране;
• к природе родного края;
• к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.
Ознакомление с предметами ближайшего окружения.
• Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
• Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;
• Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей
Ознакомление с явлениями общественной жизни.
• Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
• Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
• Воспитание любви к родному краю, к Родине, Кубани (представление о стране, городах, столице, символике государства;
• Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
• Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
Ознакомление с природой.
• Воспитание любви к природе родного края;
• Воспитание бережного отношения к родной природе;
• Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Этапы патриотического воспитания дошкольников.
• предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств)
• художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством)
• когнитивно- эмоциональный (развитие интереса к своей стране)
• эмоционально- действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Средства патриотического воспитания дошкольников.
• окружающая среда,
• художественная литература и искусство,
• фольклор,
• практическая деятельность.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей должна иметь свою систему и последовательность. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.
Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.
Большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Планирование работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса ней.
Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование).
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Большое значение имеют семейные экскурсии по поселку, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем мы вместе с родителями выбираем и определяем тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории поселка вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети, или прошлого дома и судеб его жителей, истории предприятия и т. д.
Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской масленицы, день поселка и т. д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь Родине.