Евгения Айдарова
Консультация для педагогов «Народные подвижные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры — своеобразная школа ребенка. В них развивается речь детей; удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются народные игры.
Публикация «Консультация для педагогов „Народные подвижные игры“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
А. П. Усова, К. Д. Ушинский, П. С. Лесгафт отмечали, что в народных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, окружающей его среды. Они считали эти игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества, воспитания воли, настойчивости, помогают преодолевать трудности.
Я считаю, что ценность народных игр заключается в том, что они имеют огромный педагогический потенциал в дошкольной образовательной практике.
Испокон веков в народных играх ярко отражались представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
К пяти годам возрастает речевая активность у дошкольников. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер. Увеличение доли активной лексики в словарном запасе ребёнка, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) – часто одна из причин увеличения количества грамматических ошибок.
Предотвратить подобные явления, а также успешно справиться с возникающими проблемами помогает работа по развитию речи. Одной из форм работы по успешному развитию речи в свободное время являются народные игры. Народные игры являлись и являются традиционным средством педагогики, так как именно в них гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют развитию активной и пассивной речи, что является важным показателем психического развития детей.
Многие из них можно проводить как в теплое, так и в холодное время года. Представлены также игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке или в игровой комнате.
Как отмечалось выше – игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка; она должна быть в первую очередь использована в интересах развития речи детей. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.).
В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха и, во время игры, могут читать его сами.
Позитивное влияние на развитие речи детей оказывают народные подвижные игры, обеспечивая наиболее полное усвоение ребенком различных форм коммуникации: вербального - через речь; невербального – через жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы и др. ; паралингвистического — тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д.
Вообще, игра как средство социально - коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Ребенок дошкольного возраста - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
Народные подвижные игры доступны ребенку, потому что они:
* просты по содержанию при относительной краткости и многократности повторности одного и того же действия;
* музыкальны;
* имеют установку на забаву, развлечение.
Какое же значение имеют народные игры в речевом развитии детей?
Они способствуют развитию связной, диалогической речи.
В народных подвижных играх задействованы все сферы деятельности ребенка, объединенные в единый контекст: речевая - проговаривание, пропевание слов; интеллектуальная – усложнение игр в зависимости от возраста ребенка и его развития; произвольная – соблюдение инструкций, ожидание своей очереди, соотнесение ритма своего движения с движением других участников; эмоциональная – ребенок учится понимать чувства других в зависимости от ситуации, заданной игрой.
У детей с помощью народных игр лучше формируется пространственно-временное восприятие – ритм и движение в игре подчиняется своим законам.
Используя повторение речевых конструкций, в том числе диалоговых, народные игры побуждают детей к речевой активности, повторение специально подобранных движений способствуют улучшению пространственного восприятия, двигательной сферы, развитию таких видов моторики - как общей, мелкой, мимической.
Условия для проведения народных игр:
* Педагог осуществляет отбор народных игр с учетом возраста и эмоционального состояния своих воспитанников.
* Развивающий потенциал игры направлен на совместное «раскодирование» педагогом и ребенком эмоций и чувств, их выражение и импровизацию.
* Участие ребёнка в народной игре как субъекта игровой деятельности, а не пассивного объекта педагогического воздействия.
В освоении народных игр используются следующие приёмы:
* целостный показ игры;
* частичное разучивание;
* совместный анализ игровых образов;
* сочинение игровых образов.
В теории и практике дошкольного воспитания утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, её культуре, даёт верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей, развитию речи. Но одним из малоизученных направлений можно считать использование устного народного творчества в развитии речи детей.
В настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечёт за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Речь детей - дошкольников уже «засорена» словами-паразитами, дети не умеют общаться при помощи речи (правильно выстроенных предложений). Народные игры почти забыты, однако они актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технологический век.
Народные игры – часть национальной культуры, которая сконцентрировала в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка, и является действенным фактором социализации и развития личности.
Систематичное введение народных игр в работу с детьми дошкольного возраста существенным образом повышает уровень развития их активной речи, способствует стабилизации эмоционального состояния.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Дети очень любят шутливые, весёлые стихи-считалочки, быстро их запоминают.
Катился горох
По блюду.
Ты води,
А я не буду.
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
Кукушата
Просят пить.
Выходи –
Тебе водить!
Тара – бара,
Домой пора –
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить,
Тебе водить!
Прыг да скок,
Прыг да скок,
Скачет зайка –
Серый бок.
По лесочку
Прыг-прыг-прыг,
По снежочку
Тык-тык-тык.
Под кусточек присел,
Схорониться захотел.
Кто его поймает,
Водить начинает.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал,
Серый зайчик убежал.
Народные игры достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.
Игры малой подвижности
У Маланьи, у старушки
Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают:
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь сыновей, все без бровей!
Вот с такими глазами!
Вот с такими ушами!
Они не пили, они не ели,
Друг на друга глядели
И делали вот так…
- Как, Маланья, как?
При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.
Ручеек
Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее. Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.
Тише едешь
Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Задача играющих – как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим. Но дойти до водящего непросто.
Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают.
Водящий, который стоял до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит. Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту. Водящий может смешить замерших ребят. Кто рассмеется, также возвращается за черту. А затем игра продолжается.
Камень, ножницы, бумага
Эта игра знакома всем, в нее, как правило, играют двое. Каждый из игроков на счет «три» изображает рукой какую-либо фигуру – камень (сжатый кулак, бумагу (открытая ладонь) или ножницы (два пальца, вытянутые буквой).
Победитель определяется так: ножницы разрежут бумагу, бумага обернет камень, камень затупит ножницы. За каждую победу участник получает одно очко, выигрывает тот, кто набрал большее количество очков.
Горячий картофель
Традиционно в игре использовался настоящий картофель, но его можно заменить на теннисный мячик или волейбольный мяч.
Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка). Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!» Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» – выбывает из игры.
Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.
Молчанка
Перед началом игры все играющие произносят певалку:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок –
Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать.
Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями.
Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант.
В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.
Фанты
Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:
Вам прислали сто рублей.
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
«Да» и «Нет» не говорите!
После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.
Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.
Ведущий ведёт примерно такой разговор:
– Что продаётся в булочной?
– Хлеб.
– Какой?
– Мягкий.
– А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или белый?
– Всякий.
– Из какой муки пекут булки?
– Из пшеничной. И т. д.
При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.
Игры с прыжками
Скакалка
Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова:
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок,
Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.
Удочка
Удочка – это скакалка. Один ее конец в руке «рыбака» – водящего. Все играющие встают вокруг «рыбака» не дальше чем на длину скакалки.
«Рыбак» начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам играющих. «Рыбки» должны уберечься от «удочки», перепрыгнуть через нее. Чтобы «рыбки» не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние примерно в полметра.
«Рыбки» не должны сходить со своих мест. Если «рыбаку» удалось поймать «рыбку», то есть дотронуться «удочкой», то место «рыбака» занимает пойманная «рыбка».
Необходимо соблюдать такое условие: скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше, чем на 10-20 сантиметров.
Волки во рву
Для этой игры потребуются «волки», не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются «зайцами».
В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). «Волки» занимают пространство внутри коридора (рва).
Задача «зайцев» – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из «волков».
Если «зайчика» осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка «заяц» ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.
Игры с бегом
У медведя во бору
На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8 метров одна от другой. За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором живут дети. Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды. Они подходят к медвежьей берлоге со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей. Осаленный «медведем» игрок становится «медведем».
Гуси
На площадке на расстоянии 10-15 метров проводят две линии – два «дома». В одном находятся гуси, в другом их хозяин. Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий. «Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите!
– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!
– Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный игрок становится «волком».
Горелки
Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара беги!
На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.
Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.
Пустое место
Играющие встают в круг, выбирают водящего считалкой.
Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный бежит в другую сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.
Мороз-Красный нос
На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий – Мороз-Красный нос.
Он говорит:
Я Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.
Курочка-хохлатка
Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
Приближаясь к кошке, он говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.
Игры с метанием
Муха
На земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева – стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот становится караульщиком у «мухи».
Попади в шляпу
Существует много вариантов этой игры.
Раздайте детям пять игральных карт, орешков в скорлупе, соломинок для питья воды и т. д. и попросите их попасть этими предметами в шляпу, стоя на определенном расстоянии от мишени.
Старые лапти
На одной стороне площадки проводят черту-это город, где находятся все играющие. Пространство за городом – игровое поле.
Дети встают к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатится, тому водить. Водящий берёт мяч и ждёт, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается осалить мячом.
Когда водящий промахнётся, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Осаленный становиться водящим.
Кто дальше бросит?
Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8-10 м от каждой команды.
По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.
Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.