Наталья Голубчикова
Консультация для педагогов «Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и ДОУ связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Каждый из двух социальных институтов имеет свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии.
Публикация «Консультация для педагогов „Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьями воспитанников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Педагоги ищут новые, инновационные формы сотрудничества с родителями.
Работа воспитателей с коллективом родителей начинается с коллегиального обсуждения и принятия приоритетов взаимодействия с родителями.
Вариант этого обсуждения можно представить следующим образом:
Осознать, что только общими усилиями семьи и ДОУ можно помочь ребёнку.
С уважением и пониманием относится к родителям.
Помнить о том, что ребёнок – уникальная личность, поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она, нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать её. В педагогах ребёнок всегда должен видеть близких людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизни и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.
Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учётом предшествующего опыта ребёнка, его интересов, способностей трудностей, которые возникли в семье и ДОУ.
С уважением относится к тому, что создаётся самим ребёнком (рассказ, песня, постройка из песка или другого материала, рисунок и другое). Одобрить инициативность и самостоятельность ребёнка, что способствует формированию у него уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.
Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка.
Проявлять внимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
Авторитарные методы воспитания родителей исключаются. Следует заинтересованно и с любовью к ребёнку взаимодействовать с родителями. Чтобы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребёнка предполагает особые содержание и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого- педагогическая культура.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Личное взаимодействие воспитателя и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье невозможно без «открытости» ДОУ.
Придать дошкольному учреждению «открытость» внутрь, значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах.
Воспитатель не должен скрывать от собеседника, когда в чём-то сомневается, может попросить совета, помощи, всячески подчёркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника.
Личной готовностью открыть самого себя воспитатель заражает детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, они делятся своими тревогами, трудностями, просят о помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и др.
«Открытость» ДОУ внутрь – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье : организовать экскурсию в лес, помочь в оснащении педагогического процесса.
В настоящее время педагоги используют разные активные формы взаимодействия с родителями. Например:
семейные клубы;
родительские конференции;
мастер-классы;
вечера вопросов и ответов;
беседы за круглым столом;
тематические встречи;
кружки.
Использование активных форм взаимодействия ДОУ с семьёй способствует повышению эффективности работы с родителями.