Кореева Елена Александровна
Консультация для педагогов «Имидж педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
"Имидж" (от фр. «image») - «образ». В обыденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.
Публикация «Консультация для педагогов „Имидж педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
К педагогу во все времена предъявлялись высокие требования. Педагог должен быть интересен как личность. Без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять.
Составляющие имиджа педагога :
· внешний облик;
· использование вербальных и невербальных средств общения;
· внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»;
· стилевые особенности педагогической деятельности;
· профессиональные умения
Внешний облик. Старинная пословица гласит: “ Встречают по одежке, а провожают по уму”. Первые 20 секунд педагога внимательно оглядывают: обувь, прическу, отмечают манеру держаться, оценивают осанку, смотрят на лицо. Следующие 20 секунд оценивают умение говорить и слушать, затем определяют коммуникабельность и следят за жестами.
Необходимо выработать свой стиль в одежде, поскольку мода переменчива, а стиль остаётся. Специалисты в области моды советуют носить то, что действительно украшает, то, в чём вы выглядите элегантно. Элегантность – это проявление хорошего вкуса. Одежда является своеобразной визитной карточкой.
В одежде педагога не допускаются :
· слишком откровенные (декольтированные и обтягивающие фигуру) платья, блузки, юбки, брюки;
· мини и макси;
· открытый живот;
· слишком узкие или широкие брюки.
Внешний вид педагога может создать рабочее или нерабочее настроение на занятии, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Образ педагога сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках.
Вербальные и невербальные средства общения – важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – всё это влияет на восприятие нас другими людьми.
Педагог, взаимодействуя с детьми, должен соблюдать основные профессиональные требования к общению: быть приветливым, быстро запоминать имена детей, показывать значимость каждого в детском коллективе.
Речь педагога должна быть :
· грамотной;
· правильной;
· без употребления слов - паразитов;
· эмоционально насыщенной
Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»
Важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками педагога, соответствовал его характеру и взглядам. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. Это чаще всего – оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса.
Внутренний образ – это прежде всего культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем и мн. др
Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я», ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.
Неизменными остаются качества «идеального педагога» :
· любовь к детям;
· доброжелательность;
· искренность;
· умение общаться.
Стилевые особенности педагогической деятельности
Основными областями проявления индивидуального стиля педагогической деятельности являются:
› темперамент (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональный отклик);
› характер реакции на те или иные педагогические ситуации, а также на различные действия и поступки воспитанников;
› выбор методов обучения;
› выбор средств воспитания;
› стиль педагогического общения;
› применение средств психолого-педагогического воздействия на детей, в том числе предпочтение тех или иных видов поощрений и наказаний
Профессиональные умения.
Под профессиональной компетентностью понимают владение необходимыми знаниями, умениями, навыками, определяющими сформированность педагогической деятельности, общения и личности как носителя определенных ценностей и идеалов.
Педагогическая эрудиция – своеобразный запас знаний, который педагог применяет для решения педагогических ситуаций, которые определяются самим педагогом во взаимодействии с детьми и их взаимодействии между собой.
Педагогическое мышление и интуиция необходимы педагогу для предвидения развития ситуации без полного ее анализа.
Педагогическая импровизация поможет найти педагогу неожиданные решения и мгновенное воплощение. Педагогической импровизации свойственна сиюминутность, единство интуитивного и логического.
Заключение
Формирование имиджа педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование педагога о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа педагога для развития подрастающего поколения формирует его ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение педагогом основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение педагога и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.
Необходимо формировать имидж современного педагога. Это нелегкая работа над собой, но она принесет результаты.
Список литературы
1) Девис Ф. Создай себе имидж. – Минск, 1988.
2) Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.
3) Петрова Е. А., Коробцева Н. А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М., 1998.
4) Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.
5) Шепель В. М. Имиджелогия : секреты личного обаяния. М., 1997.