Шагинова Елена Александровна
Опыт работы. Консультация для педагогов «Ознакомление старших дошкольников с достопримечательностями родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление старших дошкольников с достопримечательностями родного города
Шагинова Елена Александровна,Желтова С. А.
воспитатели МДОУ №5 "Рябинка"р. п. Чердаклы
«Рябинка» р. п. Чердаклы
Аннотация
Данная статья посвящена вопросам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделено раскрытию основных аспектов формирования у детей первых представлений об окружающем мире, отношения к родной природе, людям, культуре, малой родине, своему Отечеству на основе их ознакомления с достопримечательностями родного города.
Публикация «Опыт работы, Консультация для педагогов „Ознакомление старших дошкольников с достопримечательностями родного края“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2021
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотическое чувство, любовь к Родине, окружающий мир, музейная педагогика.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [2013г]
ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании данного документа отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. [1]
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания любви к родному краю, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь [2, с. 16].
По мнению Козловой С. А., патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [3, с. 8].
Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию - это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [4, с. 18].
В старшем дошкольном возрасте, как отмечают психологи, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится, прежде всего, формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства.
Ульяновская область богата достопримечательностями и памятниками, но так как мы живем в сельской местности не так просто организовать экскурсии в областной центр маленьких детей. На помощь нам в этом случае приходят Интернет-ресурсы. Нами были созданы презентации, которые помогли организовать работу по ознакомлению дошкольников с памятником
Б. М. Хитрово - ближнему боярину и дворецкому царя Алексея Михайловича. Который был им послан для организации строительства засечных черт на территории реки Волги. [5]
В процессе знакомства с памятниками решаются задачи познавательного развития дошкольников и эстетического воспитания. При изучении произведений монументального искусства мы соблюдаем следующую последовательность:
1. Знакомство с авторами монумента (скульптором и архитектором);
2. История создания памятника, его выполнения и установки;
3. Рассказ о прототипах – реальных исторических лицах, исследование исторических условий и событий, увековеченных в памятнике.
В работе активно используем дидактические игры, которые помогают не только закрепить полученные знания о родном крае, но и узнать много нового. Так, например, дидактическая игра «Достопримечательности Ульяновска» способствует активизации интереса у детей к историческим памятникам города, историко-культурному наследию; способствует возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города Ульяновска. Игра «Заколдованный город» направлена на закрепление у детей знаний о достопримечательностях родного города; способствует возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города. Эти и многие другие игры могут быть использованы самостоятельно и в составе организованной образовательной деятельности.
Серьёзное внимание уделяем созданию развивающей среды в группе, которая способствует познавательному развитию ребёнка, обогащению и закреплению его знаний о родном крае :
- в книжном уголке – размещены коллекции открыток об Ульяновской области и городе, книжки-самоделки – “Улицы нашего города”, “Памятные места Ульяновска”, литература о городе и тематические альбомы.
- в уголке художественного творчества –размещён обширный материал ульяновских художников (Д. И. Архангельский, А. А. Пластов, Н. С. Сафронов).
Знакомство со знаменитыми людьми нашего Чердаклинского района мы решили начать с посещения краеведческого музея, созданного в Центре дополнительного образования детей. Перед этим мы провели большую предварительную подготовку. Подготовка детей к предстоящей экскурсии необходима в силу того, что их образовательная деятельность будет протекать в особых условиях, при наличии разных отвлекающих факторов. Так как целью экскурсии было знакомство с земляком Василием Зуевым –художником-миниатюристом царского дома Романовых, прежде была проведена беседа по его биографии. На следующем занятии мы рассказали детям о фирме Карла Фаберже, в которой творил Зуев. С помощью презентации «В мире Фаберже» мы познакомили детей с императорскими пасхальными яйцами фирмы Фаберже, 12 из которых создал Василий Зуев. Вместе с детьми мы сделали вывод, что Россию прославляли таланты не только, из городов, но и из сельской глубинки - такие как Зуев.
Следующий шаг, который мы предприняли при подготовке ребенка к восприятию музейных экспозиций - это познакомили с правилами поведения в музее. Мы просто побеседовали с детьми о том, что: в залы музея необходимо входить без верхней одежды, а иногда в специальной музейной обуви; большие сумки, зонты, трости следует оставлять в гардеробе; музейные экспонаты нельзя трогать руками; рассматривая экспозиции музея, не стоит громко разговаривать; переходы из зала в зал должны проходить спокойно и т. п. Закрепили эти правила поведения в игре «Можно-нельзя», используя картинки–вопросы.
Экскурсию в краеведческий музей мне помогала осуществлять кукла «Муза искусства». Появление игрового персонажа оживило интерес детей к происходящему. Дети увидели портрет самого земляка и копии портретов его родственников, которые он создал в Чердаклах. С интересом дети рассматривали пасхальные яйца, сделанные школьниками Чердаклинского района.
Закрепление всего того, что узнали дети до и во время экскурсии в музей было организовано на занятии по рисованию «Оформление сувениров в стиле Фаберже». В начале ООД детям были заданы вопросы: «Куда мы с вами ходили? Что там видели? О ком нам рассказывала «Муза искусства»? Как фамилия придворного художника-нашего земляка?». Содержанием занятия по рисованию было следующее: углубление и конкретизирование представления детей о различных художественных техниках, обучение детей различать структуру строения предметов, опираясь на предложенные схемы; развитие и совершенствование навыков и уменийй изобразительного творчества, художественный вкус, эстетическое восприятие, фантазию, творческую индивидуальность; формирование способности удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием и многогранностью окружающего мира, творчеством мастеров искусства, в частности земляка-миниатюриста царского двора Василия Зуева.
Таким образом, систематическая содержательная работа детского сада по ознакомлению старших дошкольников с достопримечательностями родного города
позволяет воспитывать настоящих граждан своей страны, испытывающих чувство гордости любви к родному краю, способных бережно относиться к творчеству земляков.