Назарова Алевтина
Консультация для педагогов «Можно ли обойтись без наказаний?»
▼ Скачать + Заказать документы
Можно ли обойтись без наказаний?
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА…
Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где Вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: зачем?
1. Какая цель очередного Вашего воздействия: оно как интервенция или же как освобождение ребенка?
2. Вам хочется навязчиво с ним поделиться опытом или у Вас желание скорее протянуть руку ребенку?
3. Вам хочется еще раз подчеркнуть зависимость ребенка или вселить в него уверенность и защищенность?
4. Вам хочется устроить малышу очередной военный совет-«убить» веру в себя?
Публикация «Консультация для педагогов „Можно ли обойтись без наказаний?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
5. А может быть, Вам хочется вдолбить в него какие-то запреты, которые он будет нарушать, давая повод Вам, чтобы вы могли на нем все время разряжаться?
6. А может быть, Вам хочется сделать ребенка для себя удобным, «прополоть» черты его характера, все неугодные мгновенно вырвать, как бурьян?
7. А может быть, Вы собрались сегодня подсчитать очередные шалости ребенка?
8. А может быть, Вы просто почему-то рассержены, разозлены, у Вас потребность критиковать, негодовать, осуждать?
9. А может, Вы задумали устроить малышу стереотипную очередную порку?
10. А может быть, Вам просто надо «скрыть» самих себя за ширмой и занавесью воспитания?
Откройте двери в свое детство, какими были Вы. Конечно, жили в ожидании чудес. И самой главной потребностью у Вас была потребность в одобрении, любви, которая Вас затмевала все. Поэтому и Вам не надо разочаровывать ребенка. Дайте себе сами все ответы на вопросы, кто Вы в глазах ребенка- обличитель, диктатор, доброжелатель? Не заставляйте ребенка вымогать любовь у Вас, дайте ее ему сами, не пользуясь каким-то шантажом.
Старайтесь стать ему таким родителем, какого Вы мечтали иметь в детстве.
Почему нельзя бить ребенка.
Ясно одно: даже «легкий шлепок» не годится в качестве воспитательного средства. Битье вызывает у детей ту же реакцию, что и у нас, взрослых. Мы отрицательно относимся к тем, кто по отношению к нам применяет насилие. Насилие порождает ответное насилие-железный закон. Малыши-даже если по ним сперва ничего не заметно-тоже мечтают о мести. И находят способы отплатить родителям. Например, провоцируя их. Это делал старший сын той моей знакомой. Он каждый день забивал унитаз туалетной бумагой- и каждый раз получал за это по рукам. В тот же вечер он снова забил унитаз бумагой.
При этом родители вовсе не хотят бить ребенка. Во время опроса 67% матерей и отцов заявили, что для них побои не являются воспитательной мерой. Тем не менее, 44,6% подростков сообщили, что часто получали оплеухи, 30,8% помнят, что дело хотя бы раз доходило до побоев. Лишь 18% указали, что их никогда не били. Таким образом, многие родители дают волю рукам, хотя считают это неправильным. Часто они испытывают из-за этого чувство вины. Матери говорят, что они бьют детей потому, что не знают, как поступить. Или действуют под нажимом собственной матери (или мужа, настаивающих: «За эти дерзости надо его (ее) крепко проучить». Проверим себя: когда мы особенно рискуем сорваться? Обычно тогда, когда чувствуем свое бессилие, срываем свое раздражение на ребенке, который довел нас до белого каления. То, что родители могут иногда выйти из себя,-нормально. То, что в состоянии аффекта возникает желание «крепко врезать» этому маленькому извергу,- по-человечески можно понять. Но никак не принять. Мы чувствуем это по жгучему стыду и огорчению, которые охватывают нас из-за того, что мы не смогли сдержаться-даже если это был «всего лишь» шлепок. Самое меньшее, что потом можно сделать, это попросить прощения. Надо учиться как-то, обуздывать свою ярость. Я, например, мысленно считаю до десяти-пока пик озлобления не пройдет. Одна из моих подруг яростно стирает, пока ей самой не станет смешно. Помогает также, если на какое-то время выйти из комнаты.
Часто все усугубляется тем, что нервы у нас и так уже на пределе.
Потому что поссорились с мужем… Потому что измучили тяжелые проблемы, и мы не знаем, что делать с нашими страхами и заботами. В таких случаях срывы случаются чаще.
НЕПОСЛУШНЫЕ хотят внимания.
Семья-очень чувствительная структура. Каждый влияет на других, чувствует настроение других. Если в доме что-то не ладится, то это замечает и ребенок. Он становится строптивым-и тем самым еще больше раздражает родителей: им кажется, что они вообще уже ни с чем и никогда не смогут справиться.
Разумеется, отказ от побоев не означает, что детям все должно сходить с рук. Надо установить определенные границы и следить, чтобы они соблюдались. В рискованных ситуациях надо действовать решительно: на улице взять непослушного ребенка за руку, как бы он ни сопротивлялся, двухгодовалого малыша, который дергает других за волосы, увести, даже если он будет реветь. Отличие от битья: я не унижаю ребенка оскорблением, а изменяю ситуацию-это продолжается до тех пор, пока он не поймет, что надо отказаться от нежелательного поведения.
Мать удирающих мальчишек могла бы объяснить им, что позволит ходить в сад лишь в том случае, если они не будут убегать на улицу. Если же они все-таки убегут, не выпустит больше их из дому. Это должно повториться до тех пор, пока они не станут соблюдать уговор. Одновременно матери следует поразмыслить, что скрывается за этой провокацией. У детей, которые злят родителей, всегда есть какое-нибудь скрытое желание, например, они хотят, чтобы им уделялось больше внимания. Так, упомянутая мать подрабатывает в качестве няни. На своих времени почти не остается. Тем не менее она могла бы выкроить часок в день, посвящаемый играм и общению только со своими мальчиками. Это покажет им: не надо каждый раз что-нибудь вытворять, чтобы добиться внимания мамы.