Поляк Лиана Вячеславовна
Консультация для родителей «Можно и нельзя в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Слово "нельзя" обязательно должно присутствовать в жизни каждого ребенка, но оно нуждается в пояснении: почему именно нельзя, причем понятным для ребенка, простым языком.
В разных культурах совершенно различный подход к запретам.
В Японии дети не слышат слов запрета до пяти лет, однако это не означает, что там все разрешено и можно делать все, что хочется. Просто там нельзя говорить именно слово «нельзя», но его заменяют на слово «опасно». Но у японских детей такая свобода резко ограничена временными рамками. В пять лет дети идут в младшую школу и попадают в довольно жесткие условия со словом «нельзя», поскольку японское общество регулируется опредененными рамками запретов и правил.
Публикация «Консультация для родителей „Можно и нельзя в жизни ребенка“» размещена в разделах
В Европе к воспитанию детей подход совершенно иной. Детям с раннего возраста прививается ограничения к некоторым действиям и ключевым как раз и является слово «нельзя».
Слово «нельзя» ребенок начинает понимать где-то в возрасте 6-8 месяцев. И как раз в это время вам впервые приходится столкнуться с необходимостью что-то запретить ребенку. В это время малыш уже начинает самостоятельно передвигаться в пространстве, его интересует все больше окружающих вещей, и тотально контролировать его действия, как это было раньше, у вас уже не получится. Начиная с этого возраста, хотите в этого или нет, вам придется иметь дело со словами с запретами.
В психологии существует такое понятие как «ЭФФЕКТ СВЕТОФОРА»
«Красный» - нельзя категорически! Именно к этой зоне относятся все категорические «нельзя», которыми не пренебрегают ни при каких обстоятельствах. Именно в эту зону входят запреты выбегать на проезжую часть,разговаривать с чужими людьми играть с огнем, мучить животных, совать пальцы в розетку.
«Желтый» - нельзя, но можно, если …
В этой зоне ребенку позволена некая свобода, то есть ребенок, соблюдая некоторые правила, может сам контролировать свои действия. Например, по лужам можно ходить, но только в резиновых сапогах.
«Зелёный» - можно!
В этой зоне находятся все действия ребенка,которые он выбирает по своему желанию. Во что играть,с кем дружить,какую игрушку выбрать.
Так когда и как говорить малышу нет?»
Вот несколько правил, которых следует придерживаться относительно запретов в жизни ребенка”. Эти правила пригодятся Вам на любом этапе жизни Вашего ребенка.
1. Запрещайте как можно реже!
Прежде, чем что-то запрещать ребенку, подумайте, а действительно ли это нельзя? Случится ли что-то страшное, если ребенок пробежит по луже или поднимет с земли камушек? Ведь не так трудно постирать одежду ребенка или лишний раз протереть ему руки влажной салфеткой. Ребенку необходимо исследовать исследовать окружающий мир,он должен сделать это опытным путем! Помните, чем реже вы будете говорить «Нет! Нельзя!», тем больше ребенок будет прислушиваться к этим словам.
2. Запреты должны быть последовательны и выполняться всегда и всеми членами семьи. Если запрещает мама, ни в коем случае не должен разрешать папа или бабушка.
3. Не отменяйте запрет только потому, что ребенок плачет или кричит
Стоит только ребенку заплакать, хочется сразу все ему разрешить, лишь бы он только успокоился. Но если уж вы решили в чем-то отказать, то стойте на своем до конца.
4. Очень важен тон запрета. Если ребенок пытается делать какие-либо запрещенные действия, родителям лучше всего твердым голосом сказать ему запрещающую фразу и переключить внимание ребенка на что-либо другое.
5. Ребенок не должен ориентироваться на мнение чужих людей
Чем старше становится ребенок, тем больше появляется запретов, связанных с общественным мнением. Ребенок очень быстро привыкает к внешним оценкам людей, начинает придавать им большую важность.
Конечно, прислушиваться к мнению окружающего мира важно, без этого невозможно жить в социуме. Но постоянно ссылаясь на мнение чужих людей, вы рискуете преувеличить в глазах ребенка важность этого самого мнения и привить ребенку ненужные комплексы, от которых потом так трудно будет избавиться.
Вот несколько правил конструктивности запретов.
1. Профилактика. Переместить розетки (как и лекарства, моющие средства, острые и режущие предметы) из поля зрения ребенка, а игрушки - наоборот, в пределы его досягаемости.
2. Взаимопонимание с ребенком. Всегда нужно обосновывать, почему вы вводите то или иное ограничение. Обоснование должно быть таким, чтобы вы сами чувствовали его значимость. В таком случае жизненные наблюдения обязательно подтвердят ребенку правдивость ваших слов.
3. Психологические приемы.
а) Частица НЕ пропускается ребенком. (Поэтому формулировать лучше в виде конструктивного предложения : "А давай мы с тобой…»
б) Исключить ультимативное указание "НАДО" и "ДОЛЖЕН" .Поэтому формулировать лучше в форме предложения "Давай мы. или. или".
в)Переключение внимания
4. Игра вместо прямого запрета. Если вы стоите у горячей плиты и вбегает ребенок, можно запретить ему подходить близко, а можно предложить, например, поискать и принести вам, например, пирамидку из комнаты,тем самым удалив ребенка от опасной духовки.
5.«Мнимый выбор». Известный пример: вместо указания «надень пижаму» можно предложить «Какие брючки ты бы хотел надеть –синие или зеленые?» Просто – но это работает!
Итак, не должно быть много «нельзя», но и совсем без них тоже никак! Потому что дети, сами того не подозревая, сильно нуждаются в четкой структуре во всем. Вводя в жизнь ребенка определенные правила и запреты, родители тем самым делают мир более понятным и предсказуемым, а значит – безопасным.
Ребенок должен быть уверенным во внешнем мир,а это значит, что в нем есть четкие правила, которые действуют одинаково и сегодня и завтра. Конкретные правила, которые в первую очередь будут соблюдать и сами родители. Главное, чтобы их количество было разумным!