Корнеева Ольга
Консультация для педагогов «Методологические основы дидактической системы деятельностного метода обучения Петерсон»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему : "Методологические основы дидактической системы деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон.
Публикация «Консультация для педагогов „Методологические основы дидактической системы деятельностного метода обучения Петерсон“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Сегодня воспитатели и учителя, как никогда раньше, нуждаются в методической поддержке по освоению новых образовательных технологий, обеспечивающих решение современных задач образования с позиций его непрерывности. Один из таких инструментов представлен в дидактической системе деятельностного метода Л. Г. Петерсон - технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон (ТДМ).
Современному педагогу важно не только владеть инструментами организации образовательного процесса деятельностного типа, но и уметь модифицировать эти инструменты в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, конкретными образовательными задачами, своими профессиональными интересами и возможностями.
Тезаурус. Прежде чем перейти к рассмотрению нового педагогического инструментария, необходимо уточнить глоссарий, принятый в дидактической системе системно-деятелыюспюго подхода Л. Г. Петерсон и содержание основных понятий, связанных с понятием учебной деятельности.
Под деятельностным подходом в дидактической системе Л. Г. Петерсон понимается такая организация образовательного процесса, при которой ребенок осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности.
Системно-деятельностный подход – деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности.
Исходя из общей теории деятельности, в дидактической системе деятельностного метода Л. Г. Петерсон предлагается следующее понимание терминов, актуальных для реализации современных целей образования с позиции его непрерывности:
Учебная деятельность - процесс самоизменения человека на основе рефлексивного метода, результатом которого становится приобретение им новых знаний, умений и способностей.
Учебное действие - структурная единица учебной деятельности; представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели.
Универсальное учебное действие (УУД) - учебное действие, имеющее надпредметный характер.
Умение учиться - умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность (то есть знание ее структуры, всех составляющих ее УУД и умение их выполнять).
Дидактическая система деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон разработана научным коллективом Центра системно- деятельностной педагогики «Школа 2000.» под руководством доктора педагогических наук Л. Г. Петерсон.
Принятый в дидактической системе деятельностного метода Л. Г. Петерсон методологический подход позволил уточнить роль и место дошкольного образования в формировании деятельностных способностей и универсальных учебных умений, а также разработать соответствующий педагогический инструментарий.
В настоящее время существует три различные версии теории де- ятельности: психологическая (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, со- циологическая, или социотехническая (Г. П. Щедровицкий, и общая, или методологическая (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов).
В основание дидактической системы Л. Г. Петерсон положена общая теория деятельности (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов н др., так как:
1) данная версия является синтезом психологической и социоло- гической версий и, следовательно, дает более полное и структурированное описание общих законов функционирования и развития мира деятельности;
2) методологическая версия широко использует язык схем, что упрощает понимание категорий мира деятельности и придает им однозначность.
На основе общей теории деятельности была построена развернутая концепция учебной деятельности, в которой, в частности, отражены:
-специфика учебной деятельности, ее отличие от всех других типов деятельности и поведения (каков ее типовой конечный продукт, кому и для чего он предназначен, что является исходным материалом для нее, какими средствами и способами она должна осуществляться, каким образом и при каких условиях происходит саморазвитие и самоизменение в учебной деятельности и т. д.);
-структура учебной деятельности, то есть основных ее внутренних элементов (процессов, отношений и связей между ними;
-роль и место дошкольного образования в непрерывной системе образования в решении общей задачи формирования умения учиться, воспитания созидательной, саморазвивающейся личности.
Концептуальные идеи формирования универсальных умений и их предпосылок. Роль и место дошкольного образования
в формировании умения учиться
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами и эти изменения очень сложно прогнозировать. Объем научной информации стремительно растет: за каждые десять лет он удваивается. Поэтому сколь бы прочны и обширны ни были знания современного человека, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
При этом доказано, что дети, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.
В силу этого формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности является одной из важнейших задач дошкольного образования и условий обеспечения непрерывности образовательного процесса на всех его ступенях, что нашло свое отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» (глава 7, ст. 64).
Достаточно полно проблема развития предпосылок учебной деятельности представлена в концепции учебной деятельности Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и их последователей.
Традиционно среди предпосылок учебной деятельности выделяются умения слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям, планировать свои действия; способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач, отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами и др. Психолого- педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия (Н. Н. Поддъяков, Т. Г. Максимова).
Сегодня благодаря достижениям в современной российской ме- тодологии появились новые возможности решения данной проблемы. В дидактической системе деятельностного метода Л. Г. Петерсон предложен путь формирования универсальных учебных действий (УУД, начиная с формирования их предпосылок (предпосылки УУД) на дошкольном уровне образования.
В качестве предпосылок УУД в дидактической системе Л. Г. Петерсон рассматривается опыт выполнения детьми таких универсальных действий, как: -работа по правилу и образцу,
-фиксация затруднения в деятельности,
-выявление его причины,
-выбор способов преодоления затруднения,
-обдумывание и планирование своих действий,
-их контроль и оценивание,
-исправление ошибок и др.
Перед рассмотрением нового педагогического инструментария необходимо уточнить сам способ формирования универсальных умений, отвечающий общим, объективным законам деятельности. Только при этом условии можно создать объективную критериальную базу для формирования и диагностики УУД, осознать роль и место каждого уровня образования в решении общих задач образования, обеспечить преемственность между разными образовательными уровнями.
Известно, что формирование любых личностных новообразований - умений (в том числе универсальных учебных действий и умения учиться в целом, способностей, личностных качеств, возможно только в деятельности (Л. С. Выготский). Действительно, невозможно научиться, например, плавать, не войдя в воду. С другой стороны, нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, а, затем, не отработав и не откорректировав все эти движения в воде.
Концептуальная идея формирования универсальных учебных действий (УУД, принятая в образовательной системе Л. Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. В соответствии с общей теорией деятельности, формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1 этап: представление о действии, первичный опыт и мотивация;
2 этап: приобретение знаний о способе выполнения действия;
3 этап: тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция;
4 этап: контроль умения выполнять действие.
Так человек учится читать и считать, пользоваться ложкой, ножницами, географической картой, играть на музыкальном инструменте и работать на компьютере. Значит, точно так же мы должны формировать у детей и универсальные учебные умения - умения анализировать и сравнивать, понимать, планировать и достигать цели, общаться и сотрудничать. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений. Например, чтобы сформировать у ребенка умение ставить цель,
• вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;
• затем он должен узнать, что такое цель, как ее правильно по- ставить и почему важно самому уметь это делать;
• затем - научиться осознанно применять алгоритм целеполагания;
• и, наконец, нужно проконтролировать это умение.
Проблемный вопрос. Как вы считаете, какому из представленных этапов соответствует уровень дошкольного образования, если мы ведем речь о формировании умения учиться?
Примерное содержание ответов. Применяя данную концептуальную идею формирования УУД и умения учиться в целом к системе непрерывного образования, можно увидеть, что функция дошкольного уровня образования состоит в приобретении детьми первичного опыта выполнения универсальных действий, управления своим поведением и деятельностью, а не конкретных компонентов учебной деятельности. Именно в этом смысле и следует говорить о формировании предпосылок универсальных учебных действий, которые являются результатом культурного развития, свойственного только человеку.
Как известно, культурный человек - это человек, способный управлять своей деятельностью, своим поведением и психикой, то есть самим собой. Такое понимание базовых приобретений возраста полностью соответствует положениям отечественной педагогической психологии о самоценности периода дошкольного детства и уникальности социальной ситуации развития ребенка.
Итак, первый этап формирования универсальных учебных умений (формирование их предпосылок) связан с системным освоением дошкольниками первичного опыта выполнения универсальных действий в процессе специфических для дошкольного возраста видов деятельности и постепенным включением соответствующих отдельных терминов в речевую практику детей.
Одним из инструментов, обеспечивающих системное получение дошкольниками опыта выполнения УУД, выступает новый педагогический инструмент - технология «Ситуация», которая является модификацией технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон (ТДМ).
Естественно, что этап приобретения первичного (начального) опыта выполнения универсальных действий не заканчивается дошкольным уровнем, а продолжается и обогащается в процессе обучения в школе. В дидактической системе Л. Г. Петерсон для условий школьного обучения построена технология деятельностного метода, которая позволяет учителю организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся. При этом в ходе каждого урока дети имеют возможность «прожить» весь путь преодоления затруднения методом рефлексивной самоорганизации и приобрести сначала систематизированный опыт выполнения УУД анализа, исследования, понимания причин затруднений, применения правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни.
Уже, будучи школьниками, дети последовательно и постепенно проходят второй этап - осваивают знания об УУД, способы их выполнения, определяют их личностный смысл и значение для себя и своего индивидуального развития. В образовательной системе Л. Г. Петерсон данный этап формирования УУД в классах учащиеся полноценно проходят в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» под ред. Л. Г. Петерсон. Они знакомятся с методами исследования, способами общения и коммуникации, сами строят алгоритмы всех этапов учебной деятельности (пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и т. д., размышляют над тем, что значит быть активным, честным, доброжелательным и осваивают эти и многие другие духовные ценности.
На третьем этапе формирования УУД дети начинают системно и осмысленно применять полученные знания на уроках, построенных в технологии деятельностного метода, по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности. И только после этого можно реализовывать
четвертый этап - контроль метапредметных результатов, сформулированных в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО).
Таким образом, в соответствии с рассмотренными выше этапами формирования любого умения мониторинг сформированности УУД осуществляется на четвертом этапе (контроль, т. е. на этапе школьного обучения (при условии прохождения детьми всех предыдущих трех этапов).
Технология «Ситуация» ни в коей мере не претендует на роль единственного инструмента формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности. При этом данная технология позволяет расширить педагогический арсенал воспитателя и обеспечить системное, целенаправленное приобретение детьми опыта выполнения комплекса универсальных действий через оптимальные формы работы с дошкольниками (в том числе и игровые) в контексте преемственности с начальным общим образованием.