Краснова Светлана
Консультация для педагогов «Карта-схема для детей, чтобы повысить их самостоятельную двигательную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Для повышения двигательной активности дошкольников в группе, можно использовать тематическую карту-схему. В период карантина дети не могут выходить из групповой комнаты, их двигательная активность становится ниже. Чтобы решить эту проблему и удовлетворить потребность детей в движении в полном объеме, воспитатели могут использовать карту-схему. В результате систематической работы с ней дети из карантинной группы начинают больше двигаться, становиться более самостоятельными. Они учатся сами организовывать подвижные игры и проводить игровые упражнения. У дошкольников появляется устойчивый интерес к различным видам спорта. Это интерактивное пособие легко сделать своими руками. С помощью карты-схемы педагог организует динамические часы в режиме дня, а дети проявляют инициативу и самостоятельность.
Публикация «Консультация для педагогов „Карта-схема для детей, чтобы повысить их самостоятельную двигательную деятельность“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Карта-схема представляет собой бумажную основу и съемные элементы. В качестве основы воспитатели могут использовать, например, лист ватмана, на который прикрепляются кармашки-треугольники. Съемные элементы – карточки с изображением (или фото) предметов спортивного оборудования (гантелей, мяча, скакалки, клюшек и шайбы и др.). Карту-схему легко переносить, ее можно использовать как вертикально, так и горизонтально. У карты-схемы должно быть название, например её можно назвать «Стань чемпионом». Такое название мотивирует детей совершенствовать двигательные умения и навыки, проявлять инициативу, формирует потребность в ежедневной двигательной деятельности. Каждая съемная карточка на карте-схеме соответствует условному центру для занятий с определенным видом спортивного оборудования (которое изображено на картинке). Центры условные, потому педагоги не организуют их и не выставляют заранее оборудование. Дети должны самостоятельно взять оборудование в соответствии с карточкой, а затем найти удобное место для центра в групповой, спальне или приемной, разместиться там и начать по сигналу воспитателя заниматься.
К карте-схеме педагоги могут разработать сопутствующие материалы: комплексы утренней и вечерней гимнастики в схемах; комплекты фотоматериалов спортивного оборудования (стандартного и нетрадиционного, дидактические игры для разделения детей на пары и группы. Этот дидактический материал делает карту-схему многофункциональной. Применять карту-схему можно на сюжетных физкультурных занятиях в форме квеста (например, квест «Путешествие в Спортландию», проводить с помощью нее динамический час, круговую тренировку, физкультурный досуг «Найди клад», создавать маршрут полосы препятствий. Кроме того, воспитатели применяют карту-схему в ходе часа дидактических игр, когда дети выбирают по ней свой маршрут. Также дети могут использовать карту-схему в самостоятельной двигательной деятельности.
Как организовать игровой динамический час
при помощи карты-схемы
Чтобы организовать динамический час при помощи карты-схемы, предложите дошкольникам заранее составить маршрут на карте-схеме : вставить в кармашки карточки с изображением оборудования, с которым они хотят позаниматься сегодня. Раз в три-четыре занятия добавляйте карточки с новыми предметами спортивного оборудования – стандартного или нетрадиционного. Непосредственно перед динамическим часом освободите вместе с детьми пространство для спортивных центров в групповых помещениях : сдвиньте стулья, столы, игрушки.
Пять этапов игрового динамического часа с картой-схемой
1. Игровая мотивация
Перед динамическим часом сформируйте у детей игровую мотивацию.
2. Деление на пары/группы
Разделите детей на пары или мини-группы.
3. Упражнения в спортивных центрах
Следите за перемещением детей по спортивным центрам.
4. Подвижные игры
Проведите подвижную игру в конце маршрута.
5. Рефлексия
Обсудите результаты занятия
Динамический час начинайте с мотивационного обращения к детям. Воспитатель может, на примере карты – схемы «Стань чемпионом», заинтересовать дошкольников тем, что разобрать вместе с ними значение слова «чемпион». Дети называют качества, которыми должен обладать чемпион, предполагают, что нужно делать, чтобы стать чемпионом. Движение детей по маршруту карты-схемы организуйте по парам или по мини-группам. Разделите дошкольников при помощи игры (например, «Найди пару»). Первое спортивное оборудование дети выбирают по желанию, а затем передвигаются от центра к центру по схеме маршрута. Каждая пара или мини-группа должны помнить начальную точку отправления, поэтому мини-картинки от игры «Найди пару» оставляйте на карте до конца динамического часа. Фиксируйте количество переходов, чтобы оказать помощь детям, если они «заблудятся». В этом случае «пройдите» с ними по карте количество уже совершенных переходов и найдите тот центр, где «заблудившиеся» воспитанники должны заниматься. Карту-схему размещайте так, чтобы дети в любой момент могли обратиться к ней и уточнить свой маршрут. Для сигнала к началу игры и смене центров используйте колокольчик, а для отсчета времени (например, двух минут на каждый центр) – песочные часы. Дети занимаются со спортивным оборудованием по своему усмотрению на основе имеющихся знаний и умений. Они могут устраивать мини-соревнования, фиксировать свои результаты на листе, доске, договариваться о правилах игры.
Во время динамического часа следите за безопасным размещением детей, находитесь у того снаряда, где дошкольники нуждаются в страховке. По сигналу колокольчика пара или мини-группа меняют центр и соответственно вид спортивного оборудования. Для каждого вида занятий дети выбирают наиболее удобное место. Оборудование, с которым дети занимались в конкретном центре, они относят на место и берут другое, в соответствии с новой карточкой. После прохождения детьми всего маршрута организуйте подвижную игру. В конце динамического часа проведите рефлексию – спросите у дошкольников, с какими предметами спортивного оборудования они сегодня занимались, какие новые упражнения придумали, чему научились, что понравилось на занятии.