Баданина Ольга Павловна
Консультация для педагогов «Музейная педагогика в ДОУ»
Консультация для педагогов
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра. А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Просто потому, что в ближайших окрестностях его нет. Именно поэтому в дошкольных учреждениях начали создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность и сегодня мини - музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Публикация «Консультация для педагогов „Музейная педагогика в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини – музей? Во-первых, мини напоминает о том, что музей в ДОУ занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, раздевалки, коридора, изостудии. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини – музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Очень важно, что в создании мини – музея принимают участие и сами ребята, их родители с братьями и сестрами, с бабушками и дедушками. Они приносят некоторые экспонаты, что-то мастерят своими руками. В мини – музее все экспонаты можно потрогать руками, рассмотреть, поиграть с ними. Эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным, расширяется кругозор детей, накапливается опыт предыдущих поколений через знакомство с историей вещей, предметов быта. В настоящее время уже есть немало научных работ и методических рекомендаций в области музейной педагогики. Детские сады, в которых созданы мини – музеи, делятся своим опытом в печатных изданиях.
Тематика мини – музеев может быть различной. Очень популярны в садах картинные галереи, фольклорные избы, горницы. Кроме того, можно создать музей одного предмета или музей одного из компонентов природы, например, воды, воздуха, камня и т. д.
Наше дошкольное учреждение находится вдали от объектов социума. Посещать музей регулярно не представляется возможным, родители тоже не имеют на это иногда возможности, но в большинстве просто желания. Поэтому, ознакомившись с литературой по этой теме, я решила создать свой мини – музей в группе.
Цель создания музея : реализация направления «Музейная педагогика».
Задачи, которые решаются в процессе данной деятельности:
• обогащение предметно – развивающей среды;
• обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми формами;
• формирование у дошкольников представления о музее;
• расширение кругозора дошкольников;
• развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
• формирование проектно – исследовательских умений и навыков;
• формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
• развитие творческого и логического мышления, воображения;
• формирование активной жизненной позиции, сотрудничество с родителями, с объектами социума.
Место под музей мы выделили в группе, оно доступно для детей. Они могут свободно подходить, брать экспонаты, рассматривать, играть с ними. Данный вариант размещения позволяет пополнять его экспонатами постепенно, по мере их поступления или создания чего-то своими руками в процессе занятий. Кроме экспонатов в мини музей помещаются игры по теме т. к. не надо забывать, что ведущий вид деятельности дошкольников – это игра. Это такие универсальные игры, которые можно использовать при работе в любом мини – музее. Важно, что их правила хорошо знакомы детям. Педагог лишь изменяет содержание заданий в зависимости от темы музея.
Например, игра «Лото». В мини – музее песка – это может быть лото «Животные песчаной пустыни»; в мини – музее опавших листьев – «Такие разные листья», «С какого дерева листок», «Кому нужны листья»; в мини – музее воздуха – «Как человек использует воздух», «Летающие животные» и другие.
Игра «Бродилки». Для этой игры требуется игровое поле с маршрутом в виде линии с остановками и заданиями, фишки по числу игроков и кубик с числовыми обозначениями. Игру можно изготовить самостоятельно по теме мини – музея. Например, «Путешествие по пустыне», «Прогулка в лес» и т. д.
Следующая игра «Солнышко». В нее входят карточки – задания и прищепки. Карточка делится на 6 – 8 секторов, в центре тема игры. Например, в центре – капелька, а в секторах изображены животные. Ребенок находит животное, которое живет в воде и отмечает его синей прищепкой, а животных суши – красной прищепкой.
В игре «Разноцветные прищепки» игровое поле делится на две части. На первой половине изображены объекты, к которым нужно подобрать правильный ответ. На второй части – варианты ответов. Ребенок находит правильный ответ и отмечает его прищепкой.
Игра «Зашифрованные надписи» - это пример игры по развитию речи для детей, которые уже умеют читать. Педагог изготавливает алфавит, каждой букве которого соответствует картинка. Картинки отображают тему музея. Например по теме «Волшебница Вода» шифруются слова капелька, снежинка, кораблик, сосулька.
Для игры можно использовать и «Кольца Луллия» - это один из методов морфологического анализа. Пособие состоит из двух колец. На одном изображаются деревья, на другом – листья, на одном – животные, а на другом – их дома. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания. Кроме этих игр можно использовать еще такие игры, как «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Чья тень», «Найди пять отличий».
Тема мини – музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно – ролевыми, играми – драматизациями и т. д. В доступной форме объяснила детям, что такое музей, кто в нем работает, для чего их создают. Познакомила с правилами поведения в музее.
Тематику мини – музея определила исходя из комплексно – тематического планирования воспитательно – образовательного процесса:
• октябрь - «Падают листья»;
• ноябрь - «Театральные куклы»;
• декабрь - «Волшебница Вода»;
• январь - «Воздух – невидимка»;
• февраль - «Такие разные военные»;
• март - «Книжкин дом»;
• апрель - «Чудо – дерево»;
• май - «Цветок».
Каждое создание экспозиции начиналось с наблюдения или беседы. При организации работы использовались различные формы: ручной труд, игровая деятельность, опыты и эксперименты, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, альбомов, книг.
Хочется рассказать о некоторых из них.
При организации работы музея «Падают листья», мы с детьми собирали природный материал, в основном листья различных деревьев для создания гербария. Беседовали об осенних явлениях, подобрали книги, игры, картинки по теме. Очень понравился детям макет с опавшими листьями. Он изготовлен так, что можно заглянуть под толстый слой листьев и увидеть там различных насекомых. С дерева загадок можно было сорвать листочек и прочесть на нем загадку. С полки можно взять книгу и рассмотреть. Поиграть в игру, которая заинтересовала. Дети выполнили аппликацию из пластилина «Падают листья», которую оформили для родителей в форме выставки. Родители пополнили наш музей поделками из природного материала.
В нашем детском саду есть театральная студия – это своего рода музей театральной куклы, где собраны различные виды театров. Его мы посетили при организации работы по теме «Театральные куклы». В группе оформили свою экспозицию театральных кукол, с которыми дети разыгрывали различные постановки. Знания детей о театре значительно пополнились. Родители изготовили новые экспонаты для нашего мини – музея.
Традиционно в марте в саду проходит «Книжкина неделя». У нас в группе открылся мини – музей «Книжкин дом». Дети знакомились с основами создания книги, с различными книгами, сами лечили книги (подклеивали порванные листочки). Особого внимания заслужили книги, изготовленные своими руками, которые так же были представлены в музее. Книги были изготовлены не только руками родителей, но и детей. Наша общая книга называлась «Загадки в картинках».
Весной, когда природа оживает, просыпаются деревья – выставка в музее «Чудо дерево». Создавать мини - музей «Чудо дерево» нам помогали родители и работники детского сада. В экспозиции музея были представлены : поделки из дерева, бересты. Предметы народного творчества, игровой материал. Каждый день, пока выставка была открыта, мы с детьми рассматривали экспонаты, знакомились со свойствами деревянных предметов, играли в различные игры. Больше всех детям понравились деревянные игрушки, как музыкальные, так и игрушки – забавы.
Таким образом, при организации работы в мини – музее решается комплекс воспитательных и образовательных задач, осуществляется тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Хочется, чтобы слово «музей» стало привычным и привлекательным для детей. Поэтому планируя работу на последующие годы (старшая, подготовительная группы, хочется организовать работу семейного клуба выходного дня «Я поведу тебя в музей».