Светлана Голубцова
Консультация для педагогов «Мини-музей, его значение в нравственно-патриотическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14 г. Гулькевичи
Муниципального образования Гулькевичский район
«МИНИ МУЗЕЙ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ
МБ ДОУ Д/С №14
ГОЛУБЦОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА
2017 ГОД
Публикация «Консультация для педагогов „Мини-музей, его значение в нравственно-патриотическом воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
«Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни,
документа и романа, которая посылает нам через многие годы
луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания»
Ф. Дзери
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Именно дошкольный возраст – благоприятный период воспитания : патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Задача педагогов и родителей :
- как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
С какого возраста начинать приобщение ребенка к музею?
На этот вопрос можно ответить по-разному.
В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Музей- это хранилище истории, где хранится большой накопленный опыт поколений, это один из способов познания ребенком окружающего мира.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, центральным направлением работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитание. Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Любовь к родному краю, к городу не возможно воспитать без определенных знаний.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с разными знаменитыми людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями».
Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Оптимальным решением построения целостного пространства выступает музейная педагогика. Известно, что приобщение к культурно-историческому наследию является средством формирования у детей патриотических чувств и развитие нравственности.
Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов.
Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, развлечениях, рисуя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети тем самым усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами и мнением других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика :
• помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
• способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
• позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Мини-музеи позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музея можно организовать кратковременные выставки. Дошкольники разных групп могут знакомиться с мини-музеями своих «коллег». При этом в старшей и подготовительной к школе группах экскурсии могут проводить сами ребята.
Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, принимают активное участие, задают вопросы, предлагают помощь.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Так давайте же воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира.