ирина воскресенская
Режим дня, его значение в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Ежедневно время еды, сна, прогулок, игр и занятий должно быть постоянным. Это обязательное условие правильного воспитания ребёнка.
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередования бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Публикация «Режим дня, его значение в воспитании детей» размещена в разделах
Для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста. Эмоционально-положительное состояние ребенка в течение дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования. Следует соблюдать определенную последовательность их чередования : сон, кормление, бодрствование.
Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном возрасте дневной сон обязателен, так же как и ночной.
Ребенку до 5 лет положено спать в сутки около 12 часов, из которых дневной сон составляет 2-3 часа. Ребенку 5-7 положено спать 10-11 часов, из которых дневной сон составляет 1-2 часа.
Для ночного сна отводится время с 9- 9часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра.
Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха. Прогулки обеспечивают закаливание организма и увеличение двигательной активности. Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раза в день. В зимнее время в связи с особенностями погоды сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как все режимные процессы по возможности можно проводить на улице. Большинство занятий с детьми – физкультурное, музыкальное, по ознакомлению с окружающим миром следует проводить на улице. Для того, что бы прогулка была не только полезной, но и интересной, следует правильно планировать её содержание: проводить подвижные игры, знакомить детей с окружающим миром, природой.
При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребёнка. У большенства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяется в утренний период с 8: 00 до 12:00 часов и вечерний – с 16: 00 до 18: 00 часов.
Если ребенок посещает детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранить и при изменение условий жизни ребенка (например, если родители отправляют его на некоторое время к родственникам или совершают с ним длительную поездку). В определенных случаях допустимы отступления от режима в пределах 30 мин., но не более. Четкость выполнения режима дня во многом зависит от того, как сам малыш регулирует своё поведение на основе выработанных привычек и навыков самообслуживания. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых. Без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его.
Если режим осуществляется правильно, то и дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.