Дунецкая Анастасия
Консультация для педагогов «Методические приемы ознакомления с литературными произведениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические приемы ознакомления с литературными произведениями познавательного характера детей третьего года жизни
Повторное чтение художественных произведений и их отдельных частей.
Небольшое по размеру художественное произведение я читаю на данном занятии несколько раз подряд. Текст произведения читается выразительно.
Публикация «Консультация для педагогов „Методические приемы ознакомления с литературными произведениями“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Детям дается время 1 или 2 минуты на то, чтобы пережить эстетическое удовольствие от прозвучавшей миниатюры, затем обращаясь к детям спрашиваю их, не прочитать ли еще. Следом я уступаю просьбе и начинаю читать текст повторно и в 3, и в 4 раз, но нельзя, чтобы чтение надоело детям - при ослаблении внимания чтение нужно прекратить. Лучше прочесть это в другой раз, когда дети смогут прослушать его с таким же удовольствием. Чем младше дети, тем быстрее они утомляются от повторного чтения. Цель повторного чтения основных эпизодов, интересных описаний, важных рассуждений изучаемого произведения для лучшего усвоения его этического и эстетического содержания, непроизвольное усвоение языка (речи). В 3 года отдельные места читаемых произведений повторяют просто для того, чтобы дети их запомнили - запомнили содержание, те слова, которыми оно выражено, интонацию, то есть, повторения для развития чувства языка. Читая (рассказывая) для детей 3 года жизни уже знакомую детям сказку «Колобок», надо постараться, чтобы дети запомнили песенку колобка, и для этого повторяться. Естественно, что усваиваются и интонации персонажей.
Рассматривание картинок в книжке.
Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя. При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.
Но после того как книга прочитана, внимание детей фиксируется на ее содержании, мне необходимо показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, веще события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книги после рассматривания иллюстраций словесный материал усваивается очень интенсивно. Исключение - в тех случаях, когда в книге идет речь о вещах, неизвестных детям, когда встречаются незнакомые, непонятные слова - целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие иллюстрации.
Известны иллюстраторы-художники, по праву - соавторы писателей: иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; иллюстрации И. Васнецова к народным сказкам; рисунки В. Горяева к стихотворениям А. Барто, рисунки Ф. Лемкуль к стихотворениям С. Михалкова.
Приемы рассматривания меняются по возрастным группам: узнавание ребенком персонажей, вещей; соотнесение фраз текста с картинками; оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жестов ребенка; сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению. 1 -ая часть облегчается тем, что иллюстрации показываю в процессе чтения (сначала читает весь рассказ). Например, при чтении «Цыпленка» К. Чуковского, если дети раньше видели цыпленка, им не нужно было до чтения объяснять и показывать его. Затем, при повторном чтении, воспитатель показывает детям картинки, изображающие героев рассказа в соответствующих ситуациях. Затем воспитатель раздает детям книжки, чтобы они сами могли еще раз рассмотреть картинки. После того, как они рассмотрены, рассказ читается еще раз без обращения к иллюстрации. Приемы словесной помощи при слушании художественного произведения. Помощь в понимании позволяет лучше усвоить текст, обогатить словарь, грамматику (дает новые знания об окружающем) : объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте; введение слов - этических оценок поступков героев; привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям. Сравнение 2 произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или - противопоставлять поведение в сходных ситуациях 2 героев - положительного и отрицательного. Перед рассказыванием я провожу серьезную выборочную работу, упрощает повествование, сокращает количество эпизодов, уточняет употребление образных средств, иногда меняет сюжет, связывая воедино события и осмысленное ведение чередующихся иллюстраций. В свободном изложении стараюсь передать главное.
С детьми надо говорить правильным литературным языком, а не опускаться до их речевого уровня. Есть произведения, для сохранения художественного своеобразия которых надо передавать почти дословно («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина). Рассказывание непременно включает элементы театрализации: воспитатель заботится о соответствии рассказу своих интонаций, мимики жестов, даже одежды.
Моя подготовка к рассказыванию: внимательно прочитываю текст выбранного произведения. Намечаю те места, которые можно сократить без искажения смысла, намечаю те фразы, которые целесообразно заменить синонимами производить обычную рабочую разметку интонации текста (паузы, логические ударения, темп, тембр - эмоциональная окраска голоса, продумываю элементы артистического выступления перед детьми - мимика, жесты, отмечаю места текста, которые буду петь.