Дубоносова Валентина Петровна
Консультация для педагогов «Место и роль итоговой комплексной работы в системе оценочной деятельности учителя»
▼ Скачать + Заказать документы
На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в её организации на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя.
Главное назначение современного учителя – уметь не только обеспечить условия для развития личности, но и сделать этот процесс отлаженным и управляемым, обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой ситуации.
Система оценивания меняет свою роль и функции, выступает не только как средство обучения, но и как:
Публикация «Консультация для педагогов „Место и роль итоговой комплексной работы в системе оценочной деятельности учителя“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- самостоятельный и самоценный элемент содержания,
- средство повышения эффективности преподавания и учения,
- фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования,
- регулятор программы обучения.
Принципы, которыми следует руководствоваться учителю при осуществлении оценочной деятельности :
- оценивание является постоянным, естественным образом интегрированным в образовательную практику,
- оценивание может быть только критериальным,
-оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка, оценить можно только то, чему учат,
- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно – оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке,
- в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.
В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания :
- стартовую диагностику,
- текущее оценивание,
- итоговое оценивание.
Стартовая диагностика
(на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые учитываются в текущем оценивании.
В текущем оценивании используются субъективные или экспертные и объективированные методы, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся.
Предметом оценки выступают :
- достигаемые образовательные результаты,
- процесс их достижения,
- осознанность обучающимися особенностей их собственного процесса обучения.
Наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом) используется дифференцированная оценка вычленения в работе отдельных аспектов, а также самоанализ и самооценка обучающихся.
Итоговое оценивание в конце обучения в начальной школе может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщённый результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности.
Накопительная оценка предполагает синтез всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях школьника. Это не только достижения в освоении системы основных понятий и предметных навыков, но и такие достижения ребёнка, как умения сотрудничать, выполнять различные учебные роли, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т. п., данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях.
В комплексной контрольной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:
- с выбором одного или нескольких правильных ответов,
- на установление последовательности и соответствия,
- со свободным кратким ответом,
- со свободным развёрнутым ответом.
Структура комплексной работы :
- несплошной текст,
- социально значимые задания к тексту на межпредметной основе,
- рекомендации по подготовке и проведению работы,
- краткая характеристика и особенности итоговой комплексной работы,
- интерпретация результатов.
Комплексная письменная работа выявляет и оценивает :
- уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения,
- компетентность ребёнка в решении разнообразных проблем. Целесообразно убедиться заранее, что дети готовы к такой форме работы, что они в новой учебной ситуации смогут продемонстрировать свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе.
Задачи комплексной работы установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.