Ирина Колодина
Консультация для педагогов ДОУ «Приемы формирования фонематического слуха дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух-это умение ребенка улавливать и распознавать звуки речи.
У детей дошкольного возраста фонематический слух необходимо формировать, начиная с раннего возраста. Это необходимо для успешного овладения ребенком навыками фонематического анализа и синтеза в старшем дошкольном возрасте.
У детей, имеющих речевые нарушения (а количество таких детей в ДОУ составляет более 60%,нарушения фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Поэтому развитию фонематического слуха следует уделять особенное внимание.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Приемы формирования фонематического слуха дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Основные задачи развития фонематического слуха :
• Развитие распознавания звуков речи;
• Формирование четкого слухового образа звука;
• Формирование слухового контроля над качеством собственного произношения;
• Развитие дифференциации звуков;
• Развитие фонематического анал иза и синтеза.
Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по развитию фонематического слуха у детей :
1. Развитие распознавания неречевых звуков (в раннем возрасте);
2. Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух;
3. Развитие фонематического восприятия.
На первом этапе можно рекомендовать упражнения на различения звуков окружающих шумов, звучания музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит? (громко или тихо, долго или кратко? высоко или низко) Далее ребенку предлагаются задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, и. т. п. с разной силой, темпом, ритмом.
Игры:
«Кто это?» Взрослый держит в руках несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети должны угадать, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригиналом (картинкой).
«Узнай по звуку».
Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: рвет бумагу, мнет ее, ударяет предметом о предмет и. т. п. Играющие на слух определяют природу звука.
«Тихо-громко».
Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию дети выполняют разные движения: бегут на носочках, идут шагом, бегут.
«Кто что слышит».
Взрослый за ширмой стучит различными шумовыми предметами, ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.
На втором этапе вводятся речевые звуки. Можно предложить следующие упражнения:
• различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;
• чистоговорки, стихотворения;
• отметить ударный слог взмахом руки;
• узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков. Например: девочка плачет (а-а-а, волк воет (у-у-у,болит зуб (о-о-о).Обращаем внимание на положение губ. Сначала гласный звук произносим с ударением, затем с естественной артикуляцией и интонацией;
• отобрать картинки с заданным звуком;
• отобрать картинки с заданным звуком в начале, середине, конце слова
• выделить первый слог из слова, второй, третий;
• определить пропущенный слог в слове;
• составить слово из слогов, данных в беспорядке; придумать слова, состоящие из одного, двух, трех слогов.
• придумать слово с определенным звуком, слогом;
• составить слоги из букв разрезной азбуки;
• отстучать или отхлопать количество слогов в слове.
Так как фонематическое восприятие – это умственное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то на третьем этапе вводятся упражнения на формирование звукового анализа и синтеза. Можно рекомендовать следующие упражнения:
• анализ прямых и обратных слогов;
• выделение звука в начале, середине и конце слова;
• подбор слов с заданного звука;
• подбор картинок к заданному звуку;
• по сюжетной картинке выделить слова с заданным звуком;
• заменить глухой звук на звонкий и наоборот ( например: кость-гость и т. п.)
Таким образом, систематическая работа по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста необходима для освоения детьми правильным произношением, чтением и письменной речью.