Ирина Штельма
Консультация для педагогов «Логопедические игры в песочной стране»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый раз, когда весна приносит тепло и по улицам бегут веселые ручейки, детвора дружно высыпает во дворы и начинает хлопотливо заниматься «кулинарными делами».
Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Ставят они для того, чтобы дети чувствовали себя зимой, как летом и играли сами.
Работать с песочницей нужно начинать сразу: сначала строить сказочные города, придумывать, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно выявить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты.
Публикация «Консультация для педагогов „Логопедические игры в песочной стране“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с песком
- Игры с песком летом. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Тактильные ощущения мы получаем через кожу : горячее – холодное, сухое – мокрое. Кинестетические ощущения получаются во время движения.
Обычно используются игры :
- поскользим ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения.
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно
Далее можно группировать пальцы по 2, по 3, по 4, по 5. Здесь можно создать загадочные следы.
Можно «поиграть на песке как на пианино. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук. Для сравнения ощущений можно предложить проделать те же движения на поверхности стола.
Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы (вариант «Волшебный мешочек»).
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.
На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи используются игры на развитие фонематического слуха:
- выбрать фигуры, в названиях которых есть звук [А] или другой звук;
- выбрать фигуры, в названиях которых есть автоматизируемый звук звук [C] или[Ш] и т. д.
Затем задание можно конкретизировать : составить устно предложения, в которых слово со звуком [С] находится в начале, в середине, конце слова.
Такие игры помогают решить немало логопедических задач :
- закрепление навыка правильного произношения автоматизируемого звука;
- умение слышать и выделять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т. д.
Можно лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Детям нравится превращать буквы Л в А, Ч в Т, О в Я и т. д.
Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами. Сначала пальчиком, потом палочкой. Песок позволяет дальше сохранять работоспособность ребенка.
При изучении ударения ребенок произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку «Феи Ударения» и «Волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.
Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, располагаются домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому признаку они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова, с двумя – двусложные, с тремя окнами – трехсложные.
Для развития навыка дифференциации звуков можно использовать игру «Кто быстрее?» Песочница разбивается на 2 поля. Участники берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их. Потом они ставят флажок на свое поле. Побеждает команда, выставившая больше флажков и правильно определившая пропущенные буквы.
Игра «Мой город» - выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ ою этом городе и его жителях.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии даё т положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- дети чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуки;
- у детей более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.