Светлана Шишова
Консультация для педагогов и родителей «Игры с матрёшками»
▼ Скачать + Заказать документы
Матрёшка – замечательная народная игрушка – получила заслуженное признание педагогов. Игры с матрёшкой, как и игры с пирамидкой и кубиками, способствуют развитию у детей восприятия и мышления. В ходе этих игр можно научить детей выделять признаки предметов, сравнивать их по высоте, ширине, цвету и т. д.
В группе в достаточном количестве должны быть матрёшки с разным количеством вкладышей (от трех).
«Знакомство с матрёшкой»
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Игры с матрёшками“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Матрешка, матрёшки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Для детей, незнакомых с матрёшкой, очень важен момент первой встречи с ней. Нужно постараться сделать эту встречу интересной и радостной.
Педагог (взрослый) садится с ребё нком или двумя-тремя детьми за столик и говорит: «Посмотрите, какую интересную игрушку я вам сейчас покажу!» С этими словами взрослый торжественно ставит на стол большую матрёшку и обращает внимание малышей на её красоту: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла! Её зовут Матрёша. Какой у неё платочек, какие, щёчки…» Педагог даёт детям возможность рассмотреть игрушку, погладить её, подержать в руках. Полюбовавшись матрёшкой, взрослый берёт её в руки и удивлё нно говорит: «Что-то наша матрёшка тяжёлая, может быть, у неё внутри что-нибудь есть? (трясёт матрёшку) Давайте посмотрим, что там гремит? (открывает матрёшку) Матрё шка-матрёшка, откройся немножко!» Процесс открывания матрёшки можно слегка растянуть, чтобы усилить любопытство детей.
Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней ещё одну, взрослый удивляется: «Ой, здесь ещё одна матрёшка!» Он ставит матрёшек рядом и обращает внимание детей на то, что одна матрёшка большая, а другая поменьше. Затем предлагает посмотреть, не спрятался ли в меньшей матрёшке ещё кто-нибудь. С теми же словами: «Матрё шка-матрёшка, откройся немножко», - достаёт третью матрёшку. Педагог ставит матрёшек в ряд и сравнивает их. Таким образом педагог достаёт остальных матрёшек и расставляет их по росту в порядке убывания.
Педагог (взрослый) вместе с детьми любуется матрешками : «Вот какие наши матрёшки хорошенькие. Посмотрите, они похожи друг на друга, как сестрички». Обращая внимание детей на сходство матрёшек (лица, наряды, педагог подчё ркивает и их различие: «Вот самая большая матрёшка – это мама, а вот матрёшка поменьше – наверное, это старшая сестричка. А это сестричка помладше, а это – совсем маленькая, самая младшая сестричка».
Педагог (взрослый) показывает детям, как матрёшки прячутся одна в другую. Потом раздаёт малышам матрёшек, состоящих из двух-трёх вкладышей, и предлагает разобрать и собрать их. Возможно, сначала дети будут стараться силой втиснуть одну матрёшку в другую. В этом случае следует помочь им подобрать соответствующие детали и научить соединять их.
«Две матрёшки»
Эта игра поможет ребёнку освоить принцип действия с матрёшкой, то есть научит его вкладывать меньшую матрёшку в большую.
Педагог (взрослый) даёт ребёнку две матрёшки, которые могут различаться по числу вкладышей, размеру, внешнему облику. Задача ребёнка – сначала разобрать матрёшек, а затем правильно их собрать. При необходимости педагог (взрослый) помогает малышу, обращая его внимание на отличительные признаки матрёшек.
«Матрёшки играют в прятки»
Педагог (взрослый) говорит детям, что матрёшки решили поиграть в прятки. Маленькие матрёшки «просят» матрёшек побольше спрятать их. Дети прячут матрёшек и убеждаются, что спрятаться в матрёшке может только та матрёшка, что меньше ростом.
«Матрёшки обедают»
Для игры понадобятся матрёшки и соответствующее им количество тарелок (круги разной величины).
Педагог (взрослый) говорит детям: «Матрёшкам пора обедать. Давайте их покормим». Он помогает малышам подобрать матрё шкам подходящие тарелки: самая большая тарелка – для самой большой матрёшки, чуть поменьше – для матрёшки поменьше и т. д. Малыши расставляют матрёшек по росту и перед каждой из них ставят тарелку соответствующего размера.
Игру можно разнообразить, предложив детям поменять тарелки в соответствии с просьбами матрёшек. Например, маленькая матрёшка «говорит» : «Я хочу кушать из большой тарелки», а большая матрёшка «просит» : «Я не проголодалась. Дайте мне, пожалуйста, маленькую тарелочку». В результате возле одной тарелки могут оказаться сразу три матрёшки, а кто-то может забрать себе две порции. В конце игры дети вместе с педагогом (взрослым) наводят порядок, и каждая матрёшка съедает свой обед.
«Матрёшки ложатся спать»
Для игры понадобятся матрёшки и соответствующие им по размеру бумажные полоски, квадраты или круги разной величины («кроватки»).
Педагог (взрослый) предлагает малышам уложить матрёшек спать. Он помогает детям подобрать матрёшкам подходящие кроватки. Педагог (взрослый) объясняет ребятам, что сначала нужно уложить младших (маленьких, а потом старших (больших) матрёшек.
Матрёшки могут «закапризничать», например, две из них могут поспорить из-за одной кроватки, или большая матрёшка захочет улечься в маленькую кроватку. Но, в конце концов, дети укладывают матрёшек спать, каждую в свою кроватку.