Марина Гаврюшина
Консультация для педагогов «Логические блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор метода Золтан Дьенеш (1916—2014 гг.) — венгерский математик, психолог, преподаватель.
Золтан Дьенеш разработал методику обучения математике и показал на многочисленных примерах, что это довольно интересная и занимательная наука, и задействует в своем развитии еще много чего полезного.
Благодаря многолетней практике среди детей дошкольного возраста, Золтан Дьенеш разработал уникальные методические пособия для обучения.
Темочки:
- Блоки Дьенеша
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логическое мышление. Консультации для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Логические игры с Блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных, аналитических способностей у детей дошкольного и раннего школьного возраста.
Во время игры дети разделяют блоки по свойствам, запоминают и обобщают их.
Логические блоки Дьенеша вводят такие первичные понятия, как логические действия, структура и алгоритмы выполнения действий.
Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, сравнение, классификация, обобщение; логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение.
Играя с блоками Дьенеша, дети выполняют разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.
Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.
Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки - однородных предметов. Блоки Дьенеша подходят для детей разного возраста: от младшего дошкольного возраста (двух лет) до начальной школы.
Задачи и приёмы методики Дьенеша, актуальные для разных возрастных групп.
Логические блоки Дьенеша позволяют решать следующие задачи:
Образовательные: закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах; накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине; совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации; формирование основ алгоритмического мышления.
Развивающие: совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей;
Воспитательные: воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.
Начинать игровые занятия с блоками Дьенеша лучше с младшего дошкольного возраста. Вначале педагог просто знакомит детей с пособием — даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними. После знакомства с блоками можно предлагать дошкольникам простейшие задания: выбрать из всего материала лишь жёлтые предметы (понятие «такой» — «не такой») или рассортировать их по размеру (толщине). На первом этапе (младшая группа) дошкольники оперируют только одним свойством (например, цвет, на следующем же (в среднем возрасте) осваивают уже 2, а затем 3 и 4 свойства. Воспитанники старшего дошкольного возраста при систематической работе по методике Дьенеша овладевают алгоритмическим мышлением: в данном возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с символическими обозначениями.
Задания с использованием блоков по мере обучения дошкольников усложняются в следующей последовательности:
• упражнения на умение обнаруживать свойства фигур и переносить их на свойства других (абстрагировать).
• тренирующие способность сравнивать две и более детали по их признакам.
• развивающие умение проводить классификацию и делать обобщения.
• отрабатывающие способность совершать логические операции — построение алгоритмов.
Чем чаще дети будут работать с блоками Дьенеша, тем раньше они будут подготовлены к восприятию более сложных правил в играх.
Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:
• в рамках непосредственной образовательной деятельности: ФЭМП и развитие речи — моделирование сказок, комплексные и интегрированные, занятия, включающие несколько видов деятельности;
• игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
• свободная деятельность (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.).