Евгения Ювенальевна Кондратьева
Консультация для педагогов «Лепка как основа всестороннего развития детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: обобщить и систематизировать знания педагогов по теме «Лепка как основа всестороннего развития детей 2-3 лет».
Оборудование и материалы: магнитная доска, комплект разноцветных полосок с названиями творческих способностей, солёное тесто, влажные салфетки, пластины по числу участников, комплекты воскового пластилина для лепки бабочек, цветы для поделок, памятки для участников.
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Консультации для родителей
- Лепка. Методические разработки
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ход мероприятия:
Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук.
Как указывают В. В. Косминская и Н. Б. Халезова, «руки и пальцы с их тонкой моторикой, от которой зависит развитие речи, учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включение в работу сразу двух полушарий воссоздавать мир из целого. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор.
По мнению Г. Г. Григорьевой, только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Даже маленьких детей привлекает возможность слепить "настоящие" орешки и кормить ими белку. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт дошкольников. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль.
Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов.
Дети 2-3 лет охотно вовлекаются в продуктивную творческую деятельность. Занятия творчеством очень важны для малыша – они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, развивают креативность.
Великий педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Лепка - один из наиболее актуальных и эффективных способов развития творческих способностей ребенка.
Давайте вместе с вами узнаем, какие творческие способности у детей развивает лепка?
Игра «Радуга творческих способностей»
Педагогам раздаются полосы радуги, на которых написаны способности, которые развиваются в лепке. Они зачитывают карточки и размещают на магнитной доске в соответствии с цветами радуги.
Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Она может дать гораздо больше, чем мы думаем. Вот лишь некоторые ее плюсы:
1. развивается мелкая моторика рук;
2. развивается координация движений, синхронно работают две руки, координируется работа двух полушарий, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка;
3. развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);
4. развивается фантазия;
5. развивается воображение, раскрывается творческий потенциал;
6. лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой;
7. формируется умение планировать работу и доводить ее до конца.
Сам процесс изготовления солёного теста как пример экспериментирования на глазах у детей или совместно с детьми очень занимателен. Так сыпучая мука, мелкая соль, смешиваясь с водой и маслом, превращается в вязкое, эластичное тесто. А что будет, если добавить краситель или ванилин?
Итак, давайте попробуем помять комок теста, размять.
ШАР. Скатаем шар большого размера. Скатаем тесто между ладонями круговыми движениями. Ладони при этом должны быть слегка напряжены и расположены крест на крест. На что похож шар?
МАЛЕНЬКИЙ ШАР можно скатать пальцем на пластине, на ладони, между пальцами. На что похож маленький шарик?
ДИСК. Положите большой шар на пластину и придавите ладонью или другой пластиной. Чем сильнее нажим, тем более плоским будет диск. Маленький диск можно расплющить между пальцами. Чем может быть диск?
ЦИЛИНДР. Раскатайте шар выпрямленными ладонями вперёд-назад. Чем дольше раскатывать, тем длиннее будет цилиндр. На что похож цилиндр? А если соединить концы?
КОНУС. При продолжительном раскатывании цилиндра с одной стороны получится вытянутый конус. Чем большее число пальцев участвует в раскатывании, тем длиннее конус. Чем или кем может быть конус?
ЖГУТИК. Раскатайте шар ладонью на столе как можно длиннее и тоньше.
ОБЪЁМНЫЙ ОВАЛ. Раскатайте шар между ладонями слегка.
Также есть приёмы отщипывания, оттягивания, надрезания стекой, скатывания и др.
Теперь, зная основные приёмы лепки можно приступать к творчеству.
Предлагаю изготовить поделку из воскового пластилина «Гусеница – бабочка».
1. Скатайте большой зелёный шарик, сделайте из него толстый жгутик с острым концом.
2. Скатайте и расплющите три жёлтых шарика для тела гусеницы
3. Скатайте и расплющите два белых и два чёрных шарика для глаз.
4. Прикрепите глаза и жёлтые диски к туловищу гусеницы.
5. Скатайте два шарика большего размера и два шарика меньшего размера, сделайте жгутики и закрутите их.
6. Прикрепите завитые жгутики к туловищу гусеницы, и она превратится в бабочку.
7. Аккуратно перенесите готовую бабочку на цветок.
Вы все справились с заданием.
Дети любят лепить. Нашей задачей является пробуждение творческих сил ребенка, предоставление ему «пищи» для творчества, интереса к лепке, который может быть осуществлен через подражание ребенка деятельности взрослого. На глазах у детей в руках у воспитателя рождаются разные фигурки, что стимулирует их на собственную деятельность.