Елена Васильевна Алексеева
Консультация для педагогов «Коррекционная ритмика как средство эффективного развития детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день увеличивается рост количества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Проблема обучения и воспитания таких детей является весьма актуальной. Приоритетную позицию занимает забота о сохранении здоровья ребенка, коррекция нарушений и его всестороннее развитие, с учетом его индивидуальных особенностей и психофизических возможностей.
Публикация «Консультация для педагогов „Коррекционная ритмика как средство эффективного развития детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
У детей с ОВЗ присутствуют различные двигательные нарушения, раздражи-тельность, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, быстрая утомляемость, неустойчивость внимания и памяти. Как правило, такие дети отстают и в музыкальном развитии, у них наблюдается аритмичность, плохой мелодический слух, невыразительность интонации.
Коррекционная ритмика является эффективным средством в коррекционно-развивающей работе по оказанию помощи детям с ОВЗ и способствует развитию их успешной реабилитации.
Коррекционная ритмика как вид специальной музыкальной терапии включает музыку, движение и слово. В нашем саду создана единая коррекционно-образовательная среда, где все специалисты взаимодействуют друг с другом, что позволяет добиться положительных результатов в работе с детьми. В своей работе мы применяем комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков, разнообразные упражнения, которые осуществляются в НОД, развлечениях, праздниках. В комплекс упражнений входят игры на развитие мелкой моторики и мышц рук (игра «Кот-царапка», «Моемся, чистим зубы» и др., музыкально-речевые игры («Эхо», «Мышки» и др.). На музыкальных занятиях мы изменяем вводную и заключительную часть, где дети осуществляют двигательную активность в сочетании музыки и слов. Это происходит в коррекционно-развивающих упражнениях, играх, направленных на регуляцию мышечного тонуса, развития внимания и памяти, чувства ритма и темпа, ориентировку в пространстве, речевого развития.
Для детей с ОВЗ характерно поверхностное, прерывистое дыхание и неумение им управлять. Для его укрепления мы используем пение и дыхательные упражнения и следим, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. После показа педагога, поющего не прерывая фраз, и демонстрируя, где взять дыхание, ребенок постепенно справляется с поставленными задачами. Чтобы научить ребенка правильно дышать во время пения, музыкальный руководитель подбирает песни с короткими музыкальными фразами. Слитное, ровное пение вырабатывается постепенно. Для достижения результатов необходимо поддерживать интерес к пению и вне музыкальных занятий. В связи с этим мы используем различные игровые ситуации, связь пения с другими видами детской деятельности.
Также для формирования правильного речевого дыхания музыкальный руководитель совместно с воспитателями используют в работе элементы дыхательной гимнастики А. Стрельниковой, применяя упражнения из основного комплекса: «Ладошки», «Обними плечи», «Ушки», «Насос», которые благотворно влияют на организм ребенка.
Большое значение в коррекционной работе имеют упражнения-распевки не-сложных мелодий с каким-либо гласным звуком. Например, пропевание слогов «ми-мэ-ма-мо-му», на одном звуке, далее на пол тона выше и т. д.
В работе с детьми с ОВЗ используем метод развития голоса по системе В. В. Емельянова, где дети озвучивают игры простейшими интонациями, различными звуками, динамикой и регистрами. Посредством этого метода дошкольники осваивают интонирование, познают возможности своего голоса и учатся управлять им. На практике мы применяем такие упражнения, как «Утро», «Кто как кричит», «Метель», «Весна».
Как средство решения коррекционных задач применяем игру на ударно-шумовых инструментах, таких, как колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, маракасы, ложки, а также нетрадиционные шумовые инструменты. Развивается мелкая моторика, улучшается чувство ритма, творческие способности детей, музыкальная память и внимание.
Одним из факторов влияния на развитие ребенка является правильно организованная предметно-развивающая среда. По нашим рекомендациям родителями совместно с детьми были изготовлены нетрадиционные музыкальные инструменты, та-кие, как барабан, бубенцы, маракасы, трещотки, бубны. Ими и пополнены музыкальные уголки.
Практика работы показывает, что коррекционная ритмика является эффективной технологией в комплексном сопровождении детей с ОВЗ и положительно сказывается на всестороннем развитии детей.