Матвеева Екатерина
Консультация для педагогов «Комплексный метод руководства игрой в раннем возрасте Е. Зворыгиной»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексный метод руководства игрой в раннем возрасте (автор Е. Зворыгина)
Состоит из 3-х компонентов :
1. Этап. Планомерное обогащение детей новыми впечатлениями (знаниями об окружающем мире, питающими игру.
Публикация «Консультация для педагогов „Комплексный метод руководства игрой в раннем возрасте Е, Зворыгиной“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
В повседневной жизни воспитатель знакомит детей с различными предметами, рассматривает назначение и действия с ними.. Организует наблюдение за окружающей действительностью, за действиями людей по использованию различных предметов, привлекает самих детей к посильным практическим действиям, объясняет, с какой целью выполняется то или иное действие мама стирает белье, шофер чинит машину, няня моет пол, ,доктор лечит, воспитатель поливает цветы, няна накрывает на стол и др.) Если дети увлеченно наблюдают за окружающим миром, у них появляется желание активно включиться в совместную деятельность со взрослым, но в силу возраста им не разрешают (например, кормить собаку, подходить к плите, стирать). Зато это можно сделать «понарошку» в игре. Игровым умениям дети учатся у взрослых или старших ребят.
2 этап. Организация обучающих игр. Обучающие игры – это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения ребенка при ведущей роли взрослого. Они могут происходить в разной форме: показы, инсценировки, сюжетно-дидактические игры, игры-занятия, непринужденные игры, игры-забавы. Малыши учатся переносить различные наблюдаемые действия в самостоятельную игру. Взрослый показывает действие и обязательно называет его. (Кукла хочет пить, есть, спать, Мишка заболел и т. д.) В таких играх побуждаем детей к активности, не должно быть наблюдателей.
Обучающие игры и ознакомление с окружающим создают условия для возникновения самостоятельной игры детей.
3 этап. Организация игровой среды с использованием игрушек и усложнение игрового материала. Демонстрация новых, более обогащенных способов решения игровых задач (показ действий с воображаемыми игрушками.
Развитие сюжетной игры стимулируется игровым оборудованием группового помещения, которое меняется с учетом возрастных особенностей детей., а также игрушек, активизирующих мышление, воображение. Ассортимент игрушек следует постоянно расширять. Самостоятельная сюжетная игра формируется более успешно, если игрушки водятся по степени усложнения: условные, более реалистичные и игрушки заместители.
Условные игрушки используются на первоначальном этапе, когда практический опыт детей ограничен (фигурки людей, животных, куклы-неваляшки, надувные, пластиковые, резиновые, меховые игрушки).
Реалистическая игрушка – передает образ существующего объекта (кукла в одежде – волосы – нужно причесать, мишка, посудка, стол, диван, плита).
Предметы-заместители представляют особую ценность для формировапния обобщенных игровых действий (развитие воображения, мышления). Можно вводить в начале 3 года. Очень важно, чтобы игрушки по контуру напоминали воображаемый предмет (щепка-ложка, градусник, кубик –кусочек мыла, фотоаппарат, ванна для купания куклы – ящичек, коробочка и др.) Для развития умения играть в воображаемом плане воспитатель задает подсказывающие вопросы: «то у тебя в кастрюльке?»»Почему кукла плачет?». Важно, чтобы ребенок не только выполнял игровые задачи с помощью предметов-заместителей, но и говорил, что собирается сделать. Воспитатель создает специальные ситуации, наталкивая ребенка на игру, подбирает различные по содержанию игрушки не для того, чтобы играть разрозненно, а в комплексе. Для игры с куклой: ,одеяло, подушка, кроватка, стол, стул, набор посуды и др. Для игры с собачкой: миска, коврик, повадок. В 2 года детям можно подсказывать игровую ситуацию, а на 3 году жизни игровая задача сообщается завуалировано, с помощью наводящих вопросов, подсказок. Не следует давать «готовых» рецептов к действию.
При правильном влиянии на формирование игры дети к 3 годам начинают увлеченно играть, отражая окружающую их действительность и повседневный быт. В играх начинают отражаться и социальные отношения, отражают как положительные, так и отрицательные сюжеты (стол, кубики – играют в день рождения, выпивают; ходит на работу как мама). К 3 году дети отражают не только то или иное действие, но и начинают кого-то изображать (маму, доктора, фотографа). Ребенок начинает брать на себя какую-либо роль. Такие игры называются ролевыми и являются следующим этапом в развитии сюжетной игры. Это новая ступень в развитии ребенка. Она свидетельствует о наличии у него уже достаточного опыта, ориентировки в окружающем, способности обобщать, устанавливать связи между отдельными свойствами и признаками предметов и т. д.
Однако, ролевая игра еще не становится ведущим видом игры и часто в ходе ее ребенок забывает взятую на себя роль. В основном преобладает сюжетно-отобразительная игра, остаются еще и игры без определенного сюжета.
Таким образом, руководство сюжетной и сюжетно-ролевой игрой детей раннего возраста должно осуществляться в совместной игре воспитателя с малышами, где они становятся перед необходимостью совершать условные действия с игрушками и предметами-заместителями взаимодействовать в игре. То руководство должно быть направлено на развитие сюжета и подведение детей к роли.
Взаимоотношения детей в раннем возрасте :
На 3 году продолжают формироваться взаимоотношения детей (М. И. Лисина, Е. О. Смирнова). Первые представления о взаимоотношениях малыш получает из наблюдений за взаимоотношениями взрослых. Малышам свойственна подражательность, поэтому свои отношения с окружающими малыш строит на основе подражания взрослыми другим детям. Поэтому, поведение взрослых должно быть образцом для подражания. На конкретных примерах воспитатель учит детей быть вежливым, добрым, побуждает ребенка к положительным действиям и поступкам. При этом обращает внимание всех детей, оценивает положительные примеры. Разъясняет детям значение элементарных правил поведения, сам помогает малышам, воздействует личным примером: ласково разговаривает, демонстрирует приветливость в общении, проявляет заботливое отношение к каждому ребенку, способствует воспитанию у малышей доброжелательного отношения к окружающим. Дети должны быть свидетелями проявления добрых отношений воспитателя к родителям.
Педагог расширяет у детей потребность в общении, формирует положительные навыки общения, воспитывает добрые чувства и гуманные отношения с окружающими., стремится, чтобы эти чувства постоянно проявлялись у малышей в реальной действительности, в конкретных ситуациях и поступках. (Оля плачет – пожалей; Саша упал – ему больно, помоги подняться; Отнеси Паше кубики) В детском саду ребенок получает богатый опыт взаимоотношений со сверстниками, как +, так и отрицательный. Учим детей только на положительных примерах, на отрицательные внимание детей лучше не обращать. Целесообразно использовать специальные игровые ситуации, развивая у детей навыки + взаимоотношений. Задача взрослого состоит в том, чтобы уметь предупреждать конфликты между детьми, и если уж они возникают, подсказать ребенку правильный выход из создавшегося положения. Для развития общения взрослому необходимо заботится о развитии у детей + эмоций.
Таким образом, при правильном подходе педагог формирует положительные отношения детей со сверстниками и взрослыми.