Светлана Санжура
Консультация для педагогов «Каков он, ребенок 3 х лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Народная мудрость гласит: "Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло".
И что же нам необходимо такого сделать, чтобы воспитать настоящего человека и гражданина своей страны, такого, который бы был для родителей и гордостью и счастьем, а для страны достойным гражданином общества.
Каждый родитель стремиться дать своему ребенку все самое лучшее, развить, воспитать лучшие качества, привить ему хорошие привычки, определенные взгляды. Но, к сожалению, это не всегда удается. И одной из причин является педагогическая и психологическая неграмотность родителей. Ведь очень не просто воплотить желаемое в действительность. Мало знать правила ухода за ребенком, требования к питанию, режиму и физической закалке (что само по себе, немаловажно)но так же столь необходимо знать детскую психологию, представлять себе ход ее развития, проблемы, которые встают перед ребенком на каждом возрастном этапе, и многое другое. И хотя для устранения этих самых причин существует масса способов и информации, ведь не даром мы живем в век информационных технологий, зачастую у родителей просто не хватает времени, которое им должно уделить ребенку. Поэтому перед педагогом стоит очень важная задача как помочь родителю в воспитании ребенка, что необходимо предпринять, чтобы ребенок всесторонне развивался, рос счастливым и при этом не ущемлялись его права и интересы.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
С давних пор, наблюдая развитие человека на протяжении всей его жизни, видя, какие изменения претерпевают его организм и психика, ученые пытались выделить определенные "участки" этого процесса, когда происходящие изменения не столь явны и не приводят сразу к заметным сдвигам. Так, возникло представление о "возрастах" как об определенных этапах в развитии человека, каждый из которых характеризуется своими устойчивыми особенностями.
Возрастной подход особенно важен и плодотворен по отношению к детству. Здесь, на сравнительно небольшом отрезке жизни, происходят резкие изменения как во внешнем облике ребенка, так и в его психике. Лишь уяснив происходящие в ребенке перемены, их связь и последовательность, их закономерность, можно найти верный подход к ребенку и сознательно управлять его движением от одной ступени его развития к другой.
Так, каждый возрастной период имеет свою, определенную специфику и ставит перед нами свои проблемы и задачи.
Воспитание и обучение играет решающую роль в развитии ребенка, однако это не означает, что это развитие происходит независимо от биологических закономерностей, передающихся по наследству. И взрослым следует уметь в самом поведении ребенка отличать то, что идет непосредственно от природы, и то, что от условий жизни и воспитания.
Рассмотрим такой пример. Нам всем известно, что на третьем году жизни происходят значительные изменения во внешнем облике ребенка и особенно в его поведении. К 3-4 годам малыш очень подвижен, проявляет необыкновенную активность и стремиться к самостоятельности. Но нередко эта самостоятельность имеет негативный (т. е. отрицательный) характер, когда он все делает "наоборот", наперекор требованиям взрослых, проявляет упрямство. Этот период мы рассматриваем как "первый кризис в развитии личности ребенка", иными словами "кризис трех лет" для которого характерны типичные черты упрямства, непослушания, яркое проявление негативизма. Ребенок противопоставляет себя взрослым и перестает выполнять их требования, стремясь делать все наоборот, не только наперекор взрослым, но часто и в ущерб своим интересам. Например, мама приглашает малыша на прогулку, он соглашается, но вдруг категорически отказывается. Это как бы "болезнь возраста", вызванная чисто биологическими причинами. Но можно ли действительно считать, что все проявления негативного поведения порождены исключительно возрастными особенностями? Ведь тогда бы все дети в раннем детстве оказались бы неисправимыми упрямцами и доставляли бы своим родителям только огорчения и тревоги.
Как показывает действительность, большинство детей благополучно избегает "кризис трех лет" либо он протекает в более мягкой форме. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод, что черты негативизма в поведении ребенка объясняются прежде всего условиями его жизни и воспитания.
Здоровый, крепкий ребенок очень подвижен и нуждается в разнообразной деятельности. В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение. Он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: "Я сам!" Он пытается сам есть, одеваться, играть игрушками, но не всегда взрослые идут ему на встречу ("Не мешай!" "Отстань!" "Сиди спокойно!" "Давай, я быстрее!", не считаются с его интересами. Именно по этой причине и возникают конфликты между ребенком и взрослыми.
Но стоит взрослому, учитывая возросшие силы ребенка, его любознательность, стремление к самостоятельности, организовать жизнь ребенка таким образом, что она будет насыщенна разнообразными играми, занятиями, трудом, посильным соответсвующему возрасту, а главное вниманием со стороны взрослых - не возникнет почвы для развития негативизма в поведении и характере ребенка. Вместо этого у него будут развиваться совершенно противоположные черты: вместо упрямства и капризов - настойчивость, выдержка, самообладание.
Конечно, каждый человек рождается со своими определенными задатками, то есть известными анатомо - физиологическими особенностями организма, и прежде всего мозга и органов чувств. Эти особенности создают различные условия для развития тех или иных способностей. Однако сами способности развиваются лишь в процессе деятельности и воспитания. И именно от внешних условий зависит судьба задатков - станут ли они развитыми способностями или так и останутся нереализованными.
И именно в этом смысле и нужно понимать формирующее воздействие воспитания и обучения на физическое и умственное развитие ребенка, на становление его характера и личности в целом. "Хорошим" или "плохим" станет подрастающий ребенок, зависит от совокупности всех воздействий, оказываемых на него из вне, -воздействий общества в целом, непосредственно окружающей его среды и главное - от целенаправленности его обучения и воспитания в семье, детском саду, а в дальнейшем и в школе.
Формирующее воздействие воспитания проявляется как в благоприятном развитии природных задатков, так и в устранении некоторых природных недостатков.
Приведем пример. Если ребенок родился слабым, часто болеет, растет хилым и вялым. В каком направлении должно идти его воспитание? Если мы будем обращаться с ним, как с "тепличным растением", всячески оберегать его от всех "вредных" внешних воздействий, то это приведет к развитию у него боязливости, замкнутости. Из такого ребенка вырастет робкая, слабохарактерная натура. Если же в процессе воспитания мы будем применять разумную физическую закалку, повседневное общение с другими детьми, настойчивую работу по самовоспитанию, то все это поможет ребенку превратиться в жизнерадостного и энергичного человека, способного справиться со многими жизненными трудностями.
Формирующее воздействие обучения и воспитания особенно наглядно проявляется в отношении возрастных ступеней развития ребенка. Настоящий воспитатель внимательно учитывает возрастные особенности - но не для того, чтобы пассивно приспосабливаться к ним, а чтобы более успешно и быстрее двигать само развитие вперед. С одной стороны, педагог опирается на все положительное, здоровое, что приобрел ребенок на прежней возрастной ступени, с другой - активно подготавливает его к переходу на новую, более высокую возрастную ступень.
Знание возрастных особенностей, нужно не только для совершенствования и ускорения развития ребенка, но и для того, чтобы этот процесс шел в рамках возможного, допустимого, посильного для самого ребенка. Например, какая нагрузка на мышечно - костную систему ребенка допустима в 3года.
Иногда родители недооценивают возможности ребенка, слишком оберегают его от труда, дают слабую нагрузку на мышцы. Этим они задерживают физическое развитие. А иногда наоборот, слишком перегружают детский организм.
Не всегда взрослые считаются и с особенностями нервной системы маленького ребенка, которая отличается слабостью тормозных процессов. Требуется большая и терпеливая работа, чтобы приучить малыша контролировать свое поведение. Нередко детей перегружают различного рода зрелищами и другими впечатлениями, что может привести к развитию детских неврозов, заиканию и прочим нарушениям в нервной системе и психике.
Никакая система воспитания и обучения не принесет успеха, если не учитывать физиологические и анатомические изменения детского организма.
Что же умеет трехлетка?
В этом возрасте, он уже умеет, при помощи взрослого, самостоятельно одеваться, раздеваться, удерживать карандаш, лепить. Так же значительно усложняются и основные движения (ходьба, лазанье, бросание). Теперь ему по силам пройти по узенькой дощечке, переступить через палку или веревку, поднятую на высоту 30-35см, может залезть на гимнастическую стенку высотой до 1.5м, бросает и ловит большой мяч на расстоянии метра. Развитие самостоятельности очень тесно связанно с любознательностью ребенка, с приобщением его к делам взрослых, к труду.
Малоподвижный или недостаточно развитый ребенок (у которого небольшой запас впечатлений и знаний) не стремиться быть самостоятельным, у него не возникает потребность сделать что - то самому. Так же слабую активность в самостоятельности проявляет и заласканный ребенок, причина тому желание взрослых угождать, предугадывать все желания и намерения ребенка и немедленно их удовлетворять. Такой ребенок становиться "прикованным" к взрослым (особенно к матери, без их помощи он не может сделать и шага. Это результат того, что его не приучили обходиться без помощи взрослого, самому заняться игрушками, поиграть с другими детьми и т. п.
Многие родители считают, что трехлетний малыш вполне самостоятелен, по крайней мере в игре. И их не мало удивляет, что ребенок не может найти чем ему заняться (ведь рядом столько игрушек, или просто безразлично перекладывает их с места на место. Оказывается, самостоятельность надо формировать во всем и в игре в том числе.
Как нам хорошо известно, в игре ребенок, отображает окружающую жизнь, очень точно воспроизводит действия взрослы, их взаимоотношения, а так же моменты собственной жизни. Игра тесно связана с воображением и мышлением, в ней воспитываются такие необходимые нам качества как: ловкость, внимание, наблюдательность, сообразительность, выдержка, чувство взаимопомощи, эстетические чувства. Из чего следует, что чем меньше ребенок развит, тем игра его будет более примитивной по своему содержанию.
В речи так же происходят существенные изменения. При хорошем развитии активизируется речь, расширяется словарный запас, ребенок может пересказать короткие рассказы и стихотворения. Усложняется и понимание речи окружающих. Теперь он способен говорить не только о том, что происходит "здесь" и "сейчас", но уже может рассказать о прошлых событиях (например, о впечатлениях, полученных во время прогулки) и даже о будущем.
Как он мыслит. К трем годам у ребенка уже достаточно развиты ощущения, восприятия, память, имеется уже некоторый запас впечатлений и представлений о предметах, явлениях природы, людях. Вместе с этими познавательными процессами развивается и мышление.
Качественный скачок в развитии мышления наступает с момента, когда ребенок овладевает активной разговорной речью. При этом малыш мыслит не так как взрослый. Он не способен к развернутым словесным рассуждениям, объяснениям и умозаключениям. Он не может заранее обдумывать свои действия, поступки или просто думать, ставить перед собой цель. Иначе говоря, он мыслит действуя. Ребенку необходимо как можно больше соприкасаться с предметами, активно исследовать их свойства. Так у него сначала накапливаются конкретные представления об отдельных предметах и явлениях и лишь постепенно образуются общие представления и понятия. Развивается логическое мышление.
К. Д. Ушинский писал: "Дитя мыслит формами, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить мыслить иначе".
Малыш спрашивает. Наступила пора вопросов. Но если раньше малыш задавал вопрос в форме:"Это что? (кто)" и ему не так важно было содержание ответа, как сама беседа с вами. То теперь напротив, постепенно вопросы усложняются, в них все больше и больше обнаруживается стремление ребенка к познанию окружающего мира.
Очень правильно поступают взрослые, которые ко всем детским вопросам относятся серьезно, видя в них не праздное любопытство, а проявление любознательности, связанной с расширением опыта ребенка, развитием его мышления.
Но не стоит полагаться только на любознательность ребенка. В силу своих возрастных особенностей, он многое просто не замечает из-за неумения наблюдать. У него "скользящее внимание" : он замечает кое-что, особенно то, что бросается в глаза. Поэтому так необходимо, чтобы мы сами чаще ставили перед ребенком вопросы, которые помогли бы обратить его внимание на тот или иной предмет, пробудили его мысли и воображение. ("Посмотри","Послушай", "Что это такое?", "Как это называется?" и т. п.)
Ребенку можно задавать только те вопросы, в которых мы спрашиваем о том, что он уже знает, с чем сталкивался в своей жизни. Например: "Кто где живет?", "Кто чем питается?", "Как мяукает кошка, лает собака, корова мычит?" Но естественно, что в этом возрасте малыш еще не способен ответить на вопросы, поставленные в форме "Почему это так бывает?" Ведь для ответа на такой вопрос необходим достаточно высокий уровень логического мышления: умение обобщать явления, находить причинно-следственные отношения (это придет позже, в дошкольном возрасте).
Дидактические игры. Для развития сообразительности, наблюдательности, памяти, воображения, а также знакомства с цветом, формой, величиной предметов нам очень помогут игры с такими пособиями и материалами как: геометрические и сюжетные вкладки, вкладные матрешки, пирамидки, шары, яички, разрезные и парные картинки, цветная мозаика, строительный материал (бруски, колесики с отверстиями и палочками к ним и т. п.)
Например, игра с разными картинками. Детям показывают картинку с изображением лишь части животного или предмета и предлагают отгадать, кто (что) это, найти вторую половинку и составить картинку.
Можно придумать различные игр с "прятаньем игрушки" (вначале игрушку, которую видел ребенок, прячут, потом предлагают найти ее). Другой вариант: на стол перед ребенком выкладывают несколько игрушек (вначале 2-3, в дальнейшем 3-4). Затем просят малыша их перечислить, потом накрывают игрушки бумагой (тканью) и незаметно для ребенка убирают одну игрушку. Подняв бумагу (ткань, спрашивают: "Какой игрушки не стало?"
Особенно дети любят играть в "чудесный мешочек". Ребенок в ожидании : сейчас появиться игрушка. "Как она называется?"- спрашивают его. Возможен другой вариант: показывают только часть игрушки, а он должен узнать и назвать ее. Так же можно предложить ребенку на ощупь (опустив руку в мешочек) найти какую - то игрушку.
Для знакомства с цветом можно предложить следующее задание: "Это красное яйцо, найди игрушку такого же цвета". После того, как ребенок ознакомится с одним цветом, его знакомят с другим. В этом возрасте ребенок может различать лишь основные цвета (красный, черный, белый, желтый, синий, зеленый); смешанные цвета и оттенки (например, розовый, оранжевый, фиолетовый) почти не различаются. Очень важно, чтобы игры-занятия были действительно дидактическими, другими словами -обучающими, а не просто бы ребенок перекладывал игрушки с места на место.
Какой у него будет характер. Все мы думаем, каким вырастет малыш: с каким характером, как он будет относиться к окружающим людям, своим родителям?
Одни вырастают волевыми, сильными людьми, другие- безвольными, слабохарактерными. "Почему же так происходит?" - задаемся мы вопросом. Одни считают, что характер чуть ли не врожденное свойство личности, и это мнение порождает у них неуверенность в своих силах: трудно перевоспитать ребенка, если он таким родился. Другие думают, что характер складывается в школьном возрасте и до этого времени ребенок - какое то безликое существо. Но если посмотреть на двух малышей: они, кажется так мало еще знают, мало что умеют, но каждый из них отличается от другого чем - то своим, присущими особенностями характера только ему одному.
У одного устойчивое поведение, больше выдержки и терпения. Он более самостоятелен. Другой же или очень несдержан, упрям или с очень замедленными реакциями (крайне медлителен и пассивен).
Конечно слишком рано говорить о сложившемся характере ребенка, но отдельные черты его приобретают определенную направленность уже в это время.
Воспитание характера неразрывно связанно с формированием волевых качеств. И говоря о "сильном" характере, мы подразумеваем его волевые черты: настойчивость, самообладание, выдержка, самостоятельность и др. И эти черты характера воспитываются с ранних лет. Так как же они формируются?
Стремясь к самостоятельности, делая что-нибудь сам (конечно, под руководством взрослого, на пути ребенка возникают затруднения: ему необходимо проявить настойчивость, преодолеть известные трудности, довести начатое дело до конца и т. д. Такие самостоятельные действия, как умение одеться, раздеться, самому правильно держать ложку или чашку,- это для малыша и есть волевые действия, проявления его воли.
Именно с организации самостоятельных действий ребенка и начинается воспитание волевых черт характера, воли (а так же внимания, наблюдательности и некоторых других психических процессов и качеств личности).
Любая деятельность малыша, игра должна быть организована так, чтобы он мог хоть на короткое время сосредоточиться, проявить известную сообразительность, находчивость, довести дело до конца. Даже требование собрать и уложить на место игрушки, самому найти потерявшуюся вещь- это очень важное для него задание ("Где мишка? Куда он спрятался? Посмотри под столом?" и т. п.).
Вначале результаты могут быть совсем незначительными, но постепенно, приучая его к самостоятельности, настойчивости, поощряя его умения и "выдержку", мы вырабатываем у него ценные качества характера, воли и мышления.
Огромное значение в воспитании дисциплинированности, аккуратности и других черт характера и воли имеет неуклонное соблюдение основных правил режима: он должен в определенное время ложиться спать, вставать, кушать, гулять и т. д. Как правило, в семьях с установленным режимом, дети отличаются аккуратностью и собранностью.
Нельзя и можно. Трудно воспитывать сильный характер без привычки к самоограничению и самоконтролю. именно это дается малышу с большим трудом, ведь для него так трудно сдерживать свои желания, отличать доступное от недоступного. (Ведь тормозные механизмы мозга еще не достаточно развиты). Очень рано малыш начинает слышать слово "нельзя" (он сам на практике убеждается в полезности этого слова, например, нельзя прикасаться к огню - больно, и у него вырабатывается полезная привычка задерживать свои желания и действия, так называемый тормозной рефлекс на это слово.
Но чтобы эта привычка закрепилась, взрослым необходимо не нарушать свои требования и запреты.
А так как существует слово "нельзя", то ребенку необходимо так же знать, что можно. И конечно очень важно, что бы все взрослые действовали согласованно.
Нравственный облик. Честность, правдивость, искренность, чуткость, отзывчивость, доброта. Можно ли воспитать эти черты у ребенка, у которого представления о добре и зле еще весьма расплывчаты?
Рассмотрим такой пример: один ребенок спокойно, без жадного внимания смотрит на соблазнительную, но чужую вещь: его уже приучили не брать ничего без спроса. Это уже и есть проявление честности, умения сдержать себя. Его сверстник, вырывает у другого ребенка из рук понравившуюся ему игрушку, конфету - у него нет "нравственного тормоза".
Или другой пример: за одним столом сидит ребенок трех лет с мамой, он ведет себя спокойно, сдержанно, аккуратно ест, иногда вежливо обращается к маме, а за другим столом также с мамой сидит его сверстник и порядка на столе как не бывало (сдернута скатерть, летят тарелки или опрокинута чашка). И мать этого ребенка краснеет от смущения, но ни чего поделать не может.
Иногда мы пытаемся объяснить отрицательные моменты в поведении ребенка какими -то неизменными чертами личности, не поддающимися исправлению. Но когда же эти черты успели укорениться в нем? Ведь личность ребенка только формируется, черты характера еще так не устойчивы. Ребенок как губка впитывает в себя влияние окружающих взрослых, и в первую очередь своих близких. В его поведении, действиях, как в зеркале отражается поведение и поступки взрослых.
Посмотрев на поведение ребенка, мы можем составить свое представление о родителях, их взаимоотношениях, о культурном уровне всей семьи.
Если в семье не все благополучно, то мы увидим: резкость, грубость, несдержанность ребенка. Такие же черты мы часто можем наблюдать и в поведении избалованного ребенка, которые произрастают на почве неразумной любви родителей.
Если же к ребенку относится с нежностью, вниманием и доверием, то и он отплатит тем же. Однако дети хорошо улавливают признаки слабохарактерности взрослых. Благотворно действуют на психику ребенка, на его характер и поведение - выдержка, терпение, спокойный тон, сдержанные манеры.
Как он чувствует, переживает. Непосредственны переживания у ребенка. Только на глазах блестели слезу, а в следующую минуту он уже улыбается.
Хотя нравственный опыт еще совсем не велик, но все же есть, и малышу доступны и нравственные переживания.
Стоит одному ребенку заплакать, как его тут же подхватывают другие, выражая таким образом свое сочувствие, хотя еще и не совсем отдавая себе отчет, что же произошло.
Дети в этом возрасте проявляют сострадание ко всему живому. Важно закрепить нравственные переживания ребенка с его поведением ("Зачем ты обижаешь мишку? Ему больно!")
Духовный облик ребенка обогащается и за счет эстетического воспитания. Его нужно научить чувствовать красоту окружающих вещей, явлений природы, улавливать отношения людей к прекрасному. Необходимо чаще использовать такие слова, как, "красиво", " прекрасно" и другие, если они действительно обращены к прекрасному.
Существует и "эстетика быта". Обстановка которая окружает ребенка, накладывает отпечаток на эстетический вкус, на его поведение. Вид постоянно чистых белых скатертей на столах, будет удерживать ребенка от неряшливости, неопрятности за едой; правильно расставленные вещи, уют в комнате, цветы, картины на стенах воспитывают стремление к чистоте и порядку. Кроме этого необходимо заботиться о внешнем виде ребенка (одежде, прическе, чистоте тела, прививая ему тем самым чувство красоты и изящества. Так каковы же основные достижения трехлетки?
Он хорошо понимает речь взрослых и сам может общаться с окружающими посредством слов.
Любознателен, задает вопросы.
Умеет подражать.
Достаточно самостоятелен и имеет разнообразные навыки и привычки:
• выполняет простейшие поручения взрослых;
• начинает сам умываться, с помощью взрослых одевается и раздевается, сам убирает игрушки;
• длительное время играет и сам находит предметы для игр;
• научается выполнять правила поведения.
Еще 100 лет назад К. Д. Ушинский в своей книге "Человек как предмет воспитания" отмечал распространенную иллюзию, возникающую у многих людей, берущихся за воспитание. Он писал о том, что искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, причем чем меньше человек с ним знаком, тем понятнее и легче оно ему кажется. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него еще нужны специальные способности, но весьма немногие пришли к убеждению, отмечает он, что, кроме этого, еще необходимы и специальные знания, то есть прежде чем начинать воспитание ребенка, надо его всесторонне узнать.