Ольга Николаевна
Консультация для педагогов «Как дошкольник становится школьником?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как ребёнок переходит из дошкольного возраста в школьный?
На первый взгляд, ответ на этот вопрос кажется простым: ребёнок поступает в школу. Однако это лишь иллюзия простоты.
Есть дети, которые, даже учась в первом, втором или третьем классе, остаются дошкольниками по своему поведению и мышлению. А есть и такие, кто, поступив в школу, теряет черты дошкольника, но так и не становится настоящим школьником.
Публикация «Консультация для педагогов „Как дошкольник становится школьником?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Разница между дошкольником и школьником — это не внешние различия, а внутренние, психологические. Она определяется тем, как ребёнок относится к другим людям — взрослым и сверстникам, к выполняемым заданиям, а также тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического обучения и усвоения знаний.
Давайте попробуем представить себе образ идеального младшего школьника. Это ребёнок, который с радостью ходит в школу, успешно учится и под влиянием обучения успешно развивается умственно.
Первое, что нас интересует, — это отношение ребёнка к школе, учению, учителю и сверстникам. Это так называемая «позиция школьника», по определению известного психолога Л. И. Божович.
Школа — это особое место, где учатся и учат. Здесь делают важное и необходимое дело. Учёба — это не игра, а процесс, в котором ты постоянно узнаёшь что-то новое, становишься старше и умнее.
Все понимают, что твоя учёба — это как папина работа, и к ней нужно относиться серьёзно. Поэтому, когда тебе задают уроки, ты имеешь право попросить, чтобы выключили радио или телевизор, чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда задают трудные уроки — это даёт чувство, что к тебе относятся серьёзно.
Учитель — самый знающий и уважаемый человек. То, что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый и любит всех детей одинаково. Отметки он ставит за знания и старания.
Получать пятёрки приятно, но если это не всегда получается, то нужно стараться больше, и в конце концов всё обязательно получится.
Самые лучшие дети в классе — это те, кто выполняет школьные правила, старательно учится и помогает товарищам.
Мы можем представить себе идеального ученика, на которого можно только равняться. Он внимателен на уроках, не отвлекается и не разговаривает с одноклассниками. В его парте нет ничего лишнего, ведь он полностью сосредоточен на рассказе учителя.
Однако идеальный ученик — это не только внимательность и сосредоточенность. Ему также необходимо развитое восприятие, мышление и воображение, чтобы осознанно усваивать и применять школьные знания. Кроме того, он должен обладать логическим мышлением, чтобы сопоставлять факты, последовательно рассуждать и делать выводы.
Интересно, что идеальный ученик не всегда соответствует требованиям, которые предъявляются к нему в школе. Ведь позиция школьника основана на ином отношении к окружающим людям и занятиям, чем позиция дошкольника. Для дошкольника мама и папа — это люди, которые прощают шалости и капризы, а занятия — это игра. Детский сад — это место, где играют, а занятия — это тоже игра, где приходит Петрушка и просит помочь ему посчитать.
Однако жизнь может приготовить для этих детей немало сюрпризов, и было бы несправедливо ограничивать их возможности. Родители и учителя могут помочь им стать многогранными личностями, которые смогут открыть перед собой все возможные двери в будущем.