Анна Манешина
Консультация для педагогов из опыта работы «Значение игровой деятельности в речевом развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Теоретические предпосылки значения игровой деятельности в речевом развитии ребенка
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Публикация «Консультация для педагогов из опыта работы „Значение игровой деятельности в речевом развитии ребенка“» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Интеллектуальное развитие ребенка, формирование его характера, эмоций, личности в целом непосредственно зависят от речи.
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке. Речь детей развивается в единстве с формированием его мышления. В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения : расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется и речь.
Развивается звуковая сторона речи. Воспитание звуковой культуры речи многоаспектная задача, которая предлагает: развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение звуковой выразительностью речи. Дети учатся пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения. Интенсивно растет словарный состав речи. Овладение словарным запасом составляет основы речевого развития, в словаре отражается содержание речи. Особенность словаря – освоение значений слов и их умственных употреблений. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи. Развитие связной монологической речи предлагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, строить самостоятельно высказывания разных типов. Развивается грамматический строй речи. Ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные придаточные предложения. Речевое общение в младшем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности : игре, труде; бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому важно использовать для развития речи любую деятельность.
Одним из условий развития речи в широком смысле является культурно-языковая среда. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца. Одним из основных методов речевого развития является обучение, определенным кругом речевых навыков и умений. Развитие речи осуществляется также на занятиях по другим разделам программы детского сада. Например, художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.
Большое значение в речевом развитии детей придается игре. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра – первая ступень трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.
Следующий этап – отобразительная игра: для неё характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и достижение с его помощью определённого результата. В условиях содержательного (делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру. На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становится сюжетно-отобразительной. меняется и её психологическое содержание: действия ребёнка, оставаясь предметно-опосредствованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Режиссерские игры по своей сути схожи с сюжетно-ролевыми играми, так как с одной стороны отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среде, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии.
К трем годам малыши приобщаются к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении группы «поплавать», «походить на лыжах». У детей формируются основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. Формируется самостоятельность, целенаправленность своих действий. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.
Итак, в интересах речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста необходимо:
обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста; постепенно расширять и обновлять их социальные связи. Предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активности речи;
использовать в речевом развитии средства, содействующие слуху, речевому аппарату, развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста;
использовать игру как средство наибольшего развития речи детей, где сюжетно-ролевая игра является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка.
2. Организация сюжетно-ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста
В моей группе двух-трехлетние малыши. Все они вновь поступившие в ясли. Двухлетние дети – очаровательны, они абсолютно честны и искренни во всём – в своих симпатиях и антипатиях, привязанностях и увлечениях. Их глаза широко открыты для всего нового. Главной фигурой в жизни детей остаётся взрослый, без помощи которого ребёнок еще не может справиться со многими бытовыми проблемами. Возникающая ещё в младенчестве потребность во внимании и доброжелательности взрослого не исчезнет с возрастом. Время от времени малыш нуждается в ласке – в том, чтобы его погладили, слегка обняли, позволили прижаться. Единство требований к детям со стороны всех взрослых в дошкольном учреждении и в семье необходимо как для положительного эмоционального состояния, так и для полноценного воспитания его личности.
Я стремлюсь к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений, навыков в повседневной жизни. Основная моя задача – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить им минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Именно игра «в общение» может помочь ребенку легко пройти адаптацию. Играя с детьми ставила простые, известные малышам игровые цели, не вызывающие особых сложностей при их достижениях. Дети вместе со мной прячутся «от дождя» под зонтик, берут «угощение» и т. д. На данном этапе важно не выполнение игрового действия, а установление доброжелательных, доверительных отношений с детьми.
Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и увлеченно «исследуют» их, подвергая различным манипуляциям. Собственные манипуляции с предметами и подражание взрослым приводят к тому, что у ребенка возникают мысленные представления как о предметах, так и о действиях с ними. Благодаря таким мысленным представлениям возникает способность переносить действия с одного предмета на другой – это период сюжетно-отобразительной игры. В дошкольном возрасте нередки индивидуальные или совместно-режиссерские игры. По своей сути они сходны с сюжетно-ролевыми, так как, с одной стороны, отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среды, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии, представляя собой своеобразную форму размышления детей над тем, что близко их интересам. Дети третьего года жизни уже приобщились к образно-ролевой игре, у них формируются основы сюжетно-ролевой игры. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии», например, девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, но на вопрос: «Кто ты?» - девочка отвечает: «Я Юля». Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: «Я шофёр», «Ты мама» и т. д. Так развивается сюжетно-ролевая игра. Эти игры значимы тем, что они дают возможность пополнять и активизировать словарь ребенка, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Организацию образно-ролевых игр я осуществляю в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение, анализ.
Подготовка к проведению:
отбираю игру в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие игровой деятельности, активизация речи;
устанавливаю соответствия отборной игры по программным требованиям воспитания и обучения детей в определенной возрастной группе;
определяю наиболее удобного времени проведения сюжетно-ролевой игры;
подготавливаю необходимый игровой материал для выбранной игры;
заранее готовлюсь к игре: осмысливаю, изучаю весь ход игры; свое место в игре; методы руководства игрой;
подготавливаю к игре детей: обогащая их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровых задач.
Проведение образно-ролевых игр включает:
знакомлю детей с содержанием игры, с игровым материалом, который будет использоваться в игре;
объясняю ход и правила игры;
показываю игровые действия, обыгрываем вместе с детьми различные ситуации;
подвожу итоги игры (отмечаю и приветствую успехи детей, поощряю самостоятельность детей, поддерживаю инициативу в общении со взрослыми и сверстниками).
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Игра становится методом воспитания и развития, если в ней четко определены игровые правила и действия. Прежде чем начать игру, я стараюсь вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигалось различными приемами: использование художественного слова (песенки, потешки, загадки); сюрпризов (чудесный мешочек, волшебная коробочка и др.). Во время игры предлагаю детям такие игровые действия, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать. Эти действия показываю и объясняю на своем примере. Например, говорю: «Таня, хочет спать, я сейчас заверну ее в одеяльце и покачаю». Поиграв с куклой, передаю её малышу. Как правило, ребенок начинает действовать самостоятельно. Если он затрудняется в воспроизведении игрового действия, можно воспользоваться приемом совместной игры, предложить: «Давай, Оля, вместе кормить Катю, ты тоже держи ложку». Для игры я подбираю простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементами-действиями – «шофер» загружает машину кубиками и везет её; «мама» катает дочку в коляске, кормит её. Во время игры придумываю сюжеты или использую литературные тексты (к примеру, стихи А. Барто из цикла «Игрушки»). Обычно дети берут за основу образец, предложенный мною, но при этом привносят в игру что-то свое, знакомое по собственному опыту.
Не всегда малыши могут самостоятельно переносить действия, показанные мною, с одной игрушки на другую. В таких случаях предлагаю им другие игрушки, с которыми можно выполнять аналогичные действия.
1 день:
вешаю над игрушечным умывальником полотенце, кладу мыло (предмет-заместитель);
игра детей с новым игровым материалом (шуточное умывание);
предлагаю детям умыться; спрашиваю, что делать, если у куклы Зины грязные руки, а мишка запачкал нос.
2 день:
вношу в группу новую одежду для кукол (пальто, шапка);
привлекаю внимание детей к новым игрушкам. В ситуации «Кукла пришла в одежде» (в пальто, в шапке, спросить, «Что надо сделать, чтобы ей не было жарко». Поиграть вместе с детьми.
3 день:
вношу в группу игрушечные овощи и геометрические фигурки, изображающие их (свекла, морковь, лук, картофель);
рассматриваем игрушечные овощи, называем, вспоминаем их вкусовые качества. Если это геометрические фигуры, спрашиваю, на что они похожи.
4 день:
вношу новую куклу, обращаясь к ней от своего имени (кукла плачет, смеётся, гулит);
помогаю двум-трем детям развернуть совместную игру «в семью», используя предложенный на этой неделе игровой материал (кукольная одежда, туалетные принадлежности, овощи, кукла-младенец).
5 день:
смотрим, в каком состоянии находятся игрушки в групповой комнате и на участке, в присутствии детей отремонтировать нуждающиеся в починке.
При учете самостоятельной игровой деятельности отмечаю :
какой вид самостоятельной деятельности дети предпочитают;
с какими игрушками играют, их отношение к игрушкам;
во что играют (сюжет игры);
как играют: эмоциональная выразительность детей в игре, характеристика их игровых действий (единичные, повторяющиеся); используют ли дети предметы-заместители, воображаемые предметы; готовят ли условия для игры; обращаются ли к куклам, игрушечным животным с вопросами или говорят за них;
играют вместе с воспитателем или самостоятельно, ставит ли ребенок сам игровые задачи;
взаимоотношение детей в игре;
принятие роли (роль в действии; роль, обозначенная словом).
употребляют ли слова в единственном и множественном числе; слова с суффиксами; используют ли простые и распространенные предложения.
Ежедневно отмечаю лишь то, что является новым по сравнению с предыдущей характеристикой игры детей. Для закрепления цвета использую игры-упражнения «Подбери кукле платье», «В гости приехали куклы» и др. В повседневной жизни также обращаю внимание детей на цвет предметов в групповой комнате, на прогулке.
Мы часто с малышами наблюдаем за окружающими, связывая их с игрой. При этом внимание детей направляю на объект и действия, которые с ним производятся. Например, после наблюдения за работой няни, предлагаю: «Давайте и мы погладим белье нашим куклам, где у нас утюг?». Так в сознание детей образуется непосредственная связь между окружающей жизнью и игрой. Во время неоднократной игры малыши выполняют несколько связанных между собой игровых действий. Например, Алеша, играет с Олей, лечит ее, ставит градусник. Я подсказываю: «Ты лечишь Олю», постепенно фиксирую внимание ребенка на сходство его действий с действиями взрослых: «Ты как доктор лечишь». До игры или в начале её предлагаю малышу: «Доктору нужен белый халат, возьми, Алеша, халат, ты у нас доктор».
Так я формирую у детей начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли; а также согласовывать существительные с глаголами, составлять фразы из трех-четырех слов. Общим в сюжетно-ролевых играх и занятиях является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни.
Игры-занятия проводятся как в первую так и во вторую половину дня. Длительность их пятнадцать-двадцать минут. Стараюсь планировать каждую из серий занятий, представить в следующей последовательности: а)игры-занятия с куклой; б)игры-занятия со строительным материалом; в)инсценировки литературных сюжетов.
Игры-занятия с куклой.
Предлагаю детям такие серии: «Встреча куклы», «Уход за куклой», «Лечение куклы», «К кукле приходят гости» и др. Использую игры-занятия с куклой как своеобразный образец для подражания, выполнения игровых действий и нравственных взаимоотношений, стараюсь обогатить самостоятельную деятельность детей. Кроме того, с помощью игр развиваю способности детей к более устойчивому проявлению добрых чувств, активности, целеустремленности. Планирование нескольких видов игр-занятий позволяет установить взаимосвязь между играми «в строительство» и образно-ролевыми играми «Дочки-матери», «Детский сад» и др. Для того, чтобы развить образно-ролевую игру «Дочки-матери» я привлекаю к участию в игре каждого ребенка, даю возможность самостоятельно действовать с игрушкой. Включаю новые слова (маленький, хорошенький, умница, сыночек, доченька и др.).
Кукла у детей становится любимой игрушкой, в игре она выступает в роли бабушки, сестрички, братика. Дети выражают свои чувства к кукле, всячески заботясь о ней. Обучая куклу действовать, они одновременно обучаются действовать сами. Поведение детей в игре изменяется. Так в самостоятельной игре дети вместе строят мебель для куклы, домик и т. д.
Но самое главное заключается в том, что в играх с куклами, со строительным материалом четко прослеживается направленность на доброжелательность, взаимопомощь. В играх с куклами выступают высоконравственные мотивы: «вместе праздновать, путешествовать», «готовить для кукол обед» и т. д. Проявление радостных чувств от достигнутого (сделали, построили) говорит о возросшей у детей уровне целеустремленности, о развитии эмоционально-волевой сферы ребенка. Для расширения и углубления знаний и впечатлений о заботе «родителей о детях» использую художественную литературу: В. Карасева «Прилетели гули», Е. Благинина «Вот как мама угодила», Т. Волгина «В ясли Танечка идет». Предлагаю рассмотреть картину «Повар готовит обед». Во время рассматривания картины привлекаю малышей к составлению небольшого рассказа, отвечать на вопросы двумя-тремя словами. Таким образом, игры-занятия, как одно из средств организации воспитательно-образовательной работы, влияет на образование в коллективе прочных игровых группировок, появление инициаторов игр. У малышей появляется умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями, которое находит прямое отражение в монологической речи.
Я использую в играх уголки «Ряженья», «Наша сказка», которые являются прекрасным средством для театральной деятельности. Малыши любят наряжаться в разные наряды, перевоплощаться в сказочных героев (зайчика, мишку, лисичку и т. д.).
Для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе обыгрывания, наиболее эффективными оказались следующие виды игровой деятельности : игры-занятия; кукольный театр; театральные игры; игры-забавы; игры-перевоплощения; игры-инсценировки; творческие и самостоятельные игры, которые развивают интерес к театру, стремление воспроизводить фрагменты знакомых спектаклей по собственной инициативе. При этом малыши учатся внятно говорить, произносить правильно некоторые звуки, выражать разные состояния, применяя соответствующую интонацию. Показ настольного театра способствует обыгрыванию сказки с помощью игрушки, наблюдая за моими действиями, дети сами начинают манипулировать с куклами настольного театра, действовать с игрушкой, умению соотносить свои движения со словом.
На третьем году жизни малыши уже могут сами сопровождать слова взрослого движениями предметов и игрушек, иногда вступают в диалог, используют песенки, потешки, стихи. Театральные игры решают задачу развития у детей активной речи, способности к имитации движений, звукоподражания, развития воображения, способности выражать основные чувства мимикой. Например, при обыгрывании сказки «Теремок» дети могут показать себя мышкой, лягушкой, зайчиком и др. Для рассматривания иллюстраций использую книжки-игрушки, тематическое лото, предметные картинки, альбомы, вместе с малышами составляем небольшие рассказы. При ознакомлении с окружающим использую картинки «Дети играют». Наблюдение показывает, что после рассматривания картинок у детей возникает желание перевести свои впечатления в игровые действия с развернутым сюжетом : «Лечим куклу Таню», «Скорая помощь едет к больной кукле» и др.
Литература и фольклор учат ребенка мыслить, расширяют его кругозор. Постепенно подводя детей к восприятию более сложных произведений, ставлю задачу пробудить в каждом ребенке желание с еще большим интересом вглядываться в окружающий мир, обобщать свои впечатления на основе прочитанного. Образность произведений литературы и фольклора уже доступна пониманию малышей, поэтому их не удовлетворяет поведение сороки-белобоки, козы-дерезы, курочки-рябушечки и т. д. Ребенок третьего года жизни уже понимает игровой характер сюжетов, их забавность. Он включается в «игру» с взрослым, легко откликается на предложение развернуть действия в ролях; может себя представить, например, козликом, собачкой, петушком, кисонькой-мурысенькой и т. д.
Все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре, связаны с развитием речи. У детей формируется интерес к игре, желание участвовать в ней, ставить и реализовать свои цели.
Библиография
1Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, программа «Радуга», М. : «Просвещение», 1993г.
2 В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, «Дошкольная педагогика» (Творческая сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста, М., «Просвещение», 1988г.
3 Г. М. Лямина, «Воспитание и развитие детей раннего возраста», М., «Просвещение», 1981г.
4 Л. В. Белкина, «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», ТЦ «Учитель», 2006г.
5 А. К. Бондаренко, А. И. Матусик, пособие для воспитателя «Воспитание детей в игре», М., «Просвещение», 1983 г.
6 Е. И. Тихеева, пособие для воспитателей детских садов «Развитие речи детей», М., «Просвещение», 1972г.
7 Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Груба, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей «Играем с малышами», М., «Просвещение», 2007г.