Елена Коваленко
Консультация для педагогов «Использование ТРИЗ-технологий в ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
Использование ТРИЗ-технологий в ДОУ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад № 6
«Использование ТРИЗ технологий в ДОУ»
Составилв и провела:
Воспитатель Коваленко Е. А.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование ТРИЗ-технологий в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Консультация для педагогов «Использование ТРИЗ технологий в ДОУ»
ЦЕЛЬ: ознакомление педагогов с ТРИЗ – технологией, для дальнейшего её использования в различных видах детской деятельности.
ЗАДАЧИ:
• Показать эффективность методов и приёмов ТРИЗ – технологии
• Создать творческую атмосферу в работе педагогов, для комфортного пребывания детей в ДОУ
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Кредо тризовцев : каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Я расскажу только о некоторых методах ТРИЗ.
1. Метод мозгового штурма
Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Темами мозгового штурма могут быть такие:
– Как уберечь продукты от мышей?
– Как не намокнуть под дождем?
– Чем можно рисовать на асфальте?
- Как не ссориться с мамой?
Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком". "Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке. "
Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т. д.
В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
2. Другим интересным методом, применяющимся в ТРИЗ, является синектика. Это так называемый метод аналогий.
Аналогия бывает разных видов: личностная, прямая и фантастическая.
1. Личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Примерные варианты заданий:
– изобрази будильник, который забыли выключить;
– покажи походку человека, которому жмут ботинки;
- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д. ;
2. Прямая аналогия. Объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений.
(вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;
Для знакомства детей с прямой аналогией можно прочитать стихи.
На свете все похоже:
Змея – на ремешок из кожи;
Луна – на круглый глаз огромный;
Журавль – на тощий кран подъемный.
3. Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы.
Можно вместе с детьми придумать сказку о предстоящем деле, сложившейся ситуации. Например: «Каша сегодня волшебная. Она называется "попрыгунчик". Тот, кто съест всю кашу, будет очень хорошо прыгать. Мы проведем соревно-вания, кто дальше прыгнет».
3. Морфологический анализ.
В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Обычно для морфологического анализа строят таблицу.
Например, изобретаем новый стул.
На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы (круглый. Квадратный, треугольный и др., на другой (горизонтальной) – возможный материал, из которого он может быть сделан (деревянный, железный, стеклянный, пластмассовый).
Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул – для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул – для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т. д.).
Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул.
4. Данетка.
Метод реализуется в форме игры "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”. Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет".
Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: – это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т. п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т. д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.
5. Метод Робинзона
Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету.
Может проводиться в виде игры "Аукцион". Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки, линейка и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение.
Следующий вариант использования этого метода – игра в Робинзона: воспитатель предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… ( возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т. д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет.
6. «Тайна двойного», или выявление противоречий. Противоречия ищутся в объекте, явлении.
Так реализуя этот метод через игру «Хорошо – плохо»
Солнце – это хорошо, потому что светит, греет, радует. Но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет.
7. Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками)
Моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).
На основе этого метода разработаны игры и упражнения, в которые дети с удовольствием играют. Например, в подвижную игру «Мы - маленькие человечки». Дети встают в круг и в зависимости от того, какое слово произносит взрослый, дети либо стоят, крепко держась за руки (если, например, воспитатель говорит «камень», «скала», «дом», стоят рядом, касаясь плечами («вода», «сок», «молоко») и начинают бегать (слова «пар», «дым», «запах»).
Если рассматривать современные образовательные технологии и методики в ДОУ, то с уверенность можно сказать, что ТРИЗ является одной из самых эффективных и разнообразных по своей наполняемости. Использовать её в своей работе нетрудно, к тому же эта технология всегда даёт положительные результаты, ведь все элементы и приёмы являются игровыми, а значит, обучение детей идёт в процессе их ведущей деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон «Об образовании» в Российской Федерации» от 1 сентября 2013г. 273- ФЗ [Электронный ресурс].
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Издательский Дом «Ажур», 2014 г. - 23 с.
3. Альтшуллер, Г. С. Программа «ТРИЗ» [Текст]/ Г. С. Альтшулер. – М. : Информиздат. центр «ТРИЗ-инфо», 1997. – 208 с.
4. Белоусова, Л. Е. Веселые встречи [Текст]/ Л. Е. Белоусова. - СПб. : Детство- Пресс, 2009. – 128 с.
5. Ляшко, Т. В. Через игру – к творчеству [Текст]/ Т. В. Ляшко. – Обнинск: Фирма «Интерколледж», 2004. - 28 с.
6. Петухова, О. А. Вариативные изобразительные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/О. А. Петухова. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2007. – 76 с.
7. Редько, Л. В. Дошкольная ступень образования в креативной педагогической системе НФТМ-ТРИЗ [Текст]/ Л. В. Редько// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 14. – С. 91–95. – URL : https://e-koncept.ru/2016/46519.htm.
8. Серегина, О. В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приёмов ТРИЗ-технологий. / Научная статья. Журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета» [Текст]/ О. В. Серегина. - 2012 - № 5.- С. 45 – 47.
9. Сидорчук, Т. А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ) [Текст]/ Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх. - М. : Изд-во: Аркти, 2010. - 76 с.
10. Страунинг, А. М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток», 1 том: Учебно-методическое пособие [Текст]/ А. М. Страунинг. - Обнинск: Изд. «Принтер», 2000. -204 с.
11. Утёмов, В. В. Педагогика креативности : прикладной курс научного творчества на основе ТРИЗ : Учебное пособие [Текст]/ В. В. Утёмов, М. М. Зиновкина, П. М. Горев. – Киров, 2013. – 212 с.