Лучший педагог года

Консультация для педагогов. Использование моделирования при составлении описательного рассказа у детей дошкольного возраста

Авласович Елена
Консультация для педагогов. Использование моделирования при составлении описательного рассказа у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование моделирования при составлении описательного рассказа у детей дошкольного возраста с речевыми недостатками.

Cвязная речь занимает важное место в общении со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.

Публикация «Консультация для педагогов, Использование моделирования при составлении описательного рассказа у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Ряд исследователей (Н. С Жукова, Е. М Мастюкова, Т. Б Филичева) утверждают, что в процессе развития связной речи детей развивается их мышление, восприятие, наблюдательность. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи имеют серьезные нарушения связной речи:

- неумение удерживать в памяти последовательность содержания;

- фрагментарное запечатление словесного материала;

- трудности выделения существенных признаков и перечислении их в определенной последовательности;

- в недостаточном использовании выразительных средств;

По мнению психологов, педагогов и логопедов использование метода моделирования облегчает процесс формирования связной речи.

Моделирование в логопедии представляет собой целенаправленный процесс исправлении речевых недостатков путем построения и изучения моделей каких-либо явлений, предметов или систем объектов. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

• геометрические фигуры;

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

• планы и условные обозначения, используемые в них;

• контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

С этих же позиций моделирование используется в процессе обучения детей составлению рассказов-описаний. Рассказы – описания могут быть разной степени сложности. В нем описываются абстрактные свойства и качествам предметов, явлений, связей между ними, что вызывает затруднения у дошкольников. Их мыслительная деятельность находится в становлении. Преобладающим видом мышления является наглядно-образное, поэтому важно использовать моделирование в процессе формирования связной речи. Наглядность помогает лучше усвоить и запомнить материал.

Т. А Ткаченко, автор трудов по использованию моделирования в целях развития связной (описательной) речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Одним из них является использование наглядности. Рассматривание предметов, картин, помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Вторым фактором является создание плана высказывания.

Интересны схемы-модели для составления описательных рассказов. Схемы – модели рассматриваются как основа для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, диких и домашних животных и птицах, временах года, профессиях. Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия с объектами, части объекта). Рекомендуется усложнять выбор описываемых предметов. Так, вначале можно описать пирамидку, матрешку. Позже, когда дети хорошо усвоят схему можно описывать игрушки, где используются не все пункты, например, мяч, скакалку, кубик.

Н. Малетина, Л. Пономарева отмечают, что описательная речь у детей с тяжелыми речевыми нарушениями требует значительной корректировки с целью развития умений, необходимых для построения описательного текста :

• умение вычленять и называть признаки объекта;

• умение перечислять признаки в определенной последовательности;

• умение связывать слова, фразы и периоды в целостный текст;

Обучению составлению рассказов-описаний должна предшествовать подготовительная работа, направленная на устранение лексико-грамматических недостатков с помощью словарных и грамматических упражнений. Эти упражнения сопровождают рассматривание и предназначены для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка, а также для усвоения подчинительных связей между существительными прилагательными и глаголами, способов словообразования, построения описательных предложений.

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Например, Корчуганова Е. Ю. предлагает: «Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА

Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – большая. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник».

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

• выделение значимых объектов картины;

рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

• определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

• объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т. п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов. Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик.

А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.

Аналогично проходит работа по другим картинкам. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

Заключительным этапом при обучении составлению описательных рассказов является самостоятельное придумывание и зарисовывание схемы-модели, а также умение составлять описательный рассказ без опоры на схему-модель.

Таким образом, выделяется 3 этапа обучения составлению описательного рассказа с опорой на схему-модель :

• Знакомство со свойствами и качествами материалов, наблюдение за предметами и явлениями; накопление и расширение словаря, совершенствование грамматических конструкций и др. На этом этапе происходит знакомство со схемой-моделью (описание одного предмета).

Составление описательного рассказа, используя схему-модель.

• Самостоятельное зарисовывание схемы-модели. Составление описательного рассказа без опоры на схему-модель.

Одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в настоящее время является приём мнемотехники. Мнемотехника - это система приёмов, обеспечивающая эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехнику в дошкольной логопедии называют по-разному: у В. К. Воробьевой - это методика сенсорно-графических схем, у Т. А. Ткаченко – предметно-схематические модели, у В. П. Глухова – блоки-квадраты, у Т. В. Большевой – коллажи, а у Л. Н. Ефименковой – схема составления рассказа. С другой стороны - это различные формы реализации приёма мнемотехники. Эффективность его определяется тем, что дошкольный возраст – это период образных форм сознания, когда ребёнок овладевает такими образными средствами, как: сенсорные эталоны, символы, знаки, схемы, модели. А использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Овладение данными приемами одновременно решает задачи не только развития связной речи, но и развития основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики.

На сегодняшний день в дошкольной логопедии приемы мнемотехники используются во всех видах речевой деятельности: при составлении предложений, при пересказе, при составлении описательного рассказа, при составлении рассказа по картине, при творческом рассказывании, при заучивании стихотворений.

Представленные приемы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы в работе с детьми не имеющих речевых нарушений, как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Ветрова Н. М. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к абстракции приемами моделирования». (Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. - Иркутск, 1972.)

2. Жукова Н. С. «Формирование устной речи». - Москва, 1994.

3. Леонтьев А. А. «Теория речевой деятельности». - Москва, 1968.

4. «Логопедия» под ред. Л. С. Волковой – Москва, 1989.

5. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» (М. 1991 – сост. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина)

6. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит» (С. -П. «Детство-пресс» 2000 г.)

7. Малетина Н., Пономарева Л. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», журнал «Дошкольное воспитание» №6 2004 г.

8. Ефименкова Л. Н. «Формирование речи дошкольников» (Москва «Просвещение» 1985г.)

Публикации по теме:

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине "Зимние забавы"» Задачи: - связная.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗКонспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: формировать умение составлять по образцу простые.

Конспект «Составление описательного рассказа по игрушке «Цыпленок» Тема: "Составление описательного рассказа по игрушке цыпленок" Тип: контрольно-проверочный Группа: средняя. Виды детской деятельности: игровая,.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста» Цель: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов. Использование моделирования при составлении описательного рассказа у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 января 2020 в 13:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов. Использование моделирования при составлении описательного рассказа у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Авласович Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД