Екатерина Щукина
Консультация для педагогов: Использование игр с грамматическим содержанием в процессе обучения дошкольников родному языку
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение дошкольников родному языку в детском саду осуществляется в различных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на других занятиях, а так же вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Оно охватывает разные стороны речевого развития - фонематическую, лексическую, грамматическую и на их базе – задачу развития связной речи.
Публикация «Консультация для педагогов: Использование игр с грамматическим содержанием в процессе обучения дошкольников родному языку» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ни для кого не секрет, что речь ребенка требует развития и в этом велика роль взрослого.
Формирование грамматически – правильного строя речи у дошкольника включает в себя три направления:
1. работу над морфологией (изменение слов в роде, числе, падеже).
2. работу над синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
3. работу над словообразованием (образование одного слова на базе другого однокоренного при помощи специальных средств)
Значение овладения ребенком грамматическим строем очень велико :
1. речь, оформленная морфологически и синтаксически становится
понятной для окружающих.
2. овладение синтаксической стороной речи напрямую влияет на
формирование связной речи.
3. формирование грамматического строя языка влияет на развитие всех без исключения мыслительные способности дошкольника.
Оценивая уровень развития грамматического строя речи во многих дошкольных группах, можно констатировать недостаточность развития. Дети часто допускают ошибки при образовании множественного числа слов, которые по природе своей не изменяются в числе, смешивают окончания внутри одного падежа, не всегда могут согласовать слова в предложении в роде между собой.
Дети очень часто используют в родительном падеже множественного числа окончание «ов», типичное для существительных мужского рода.
Ошибки случаются и при сочетании существительных с числительными.
Довольно часто можно отмечать, что слова в предложении вообще никак не согласуются.
Конечно же, работа по устранения этих и других недостатков осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности. И это правильно.
Однако, все те знания которые дети получают в процессе специально организованной образовательной деятельности, требуют ежедневного закрепления и автоматизации в повседневной жизни. И для этого, как ни что другое, подходят игры.
Игр с грамматическим содержанием, великое множество.
Так если основные проблемы речи у детей касаются морфологии, то можно использовать такие игры, как:
«Чей дом?»
«Куда спрятался петушок?»
«Чего не стало?»
«Один и много»
«Скажи ласково»
«Исправь ошибку»
«Чудесный мешочек»
«Угадай по описанию»
«Жадина»
«Какой? Какая? Какие?»
Задачи по синтаксису хорошо закрепляются в играх:
«Что изменилось?»
«Похвались зверем»
«Расскажи, что видишь»
«Опиши, мы отгадаем»
«Угадай животное (предмет, растение)»
Задачи по словообразованию могут успешно решаться в играх:
«Кто у кого?»
«Кто чья мама?»
«Раздаем имена»
«Что для чего?»
Само собой разумеется, что работа над формированием грамматического строя речи должна проводиться ежедневно и о тесном контакте с семьей. В этом случае результат будет положительным: количество грамматических ошибок в детской речи существенно снизится. Да, мы не сможем добиться того, чтобы их не было вовсе. Но количество их станет значительно меньше. Более того, как показал опыт применения игр, речь детей не только станет гораздо более грамотной. Но, что тоже очень важно, дети начнут сами замечать ошибки в речи товарищей и в собственной речи и исправлять их.