Атаджанова Гульчехра Розымбаевна
Консультация для педагогов «Использование геобордов в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Коменский Я.
В соответствии с ФГОС ДО одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование геобордов в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математический планшет. Геометрик, геоконт, геоборд
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Поэтому для педагогов несомненно важным является поиск универсальных средств, методов и приемов, которые бы отвечали современным требованиям образовательной работы в ДОУ.
В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников : игры Б. П. Никитина, игры В. В. Воскобовича, игры Монтессори, «Геоборд», которые способствуют развитию памяти, мышления, внимания у детей.
«Геоборд» – одно из таких средств для развития интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста.
Что такое геоборд?
«Геоборд» (другие названия – математический планшет, геометрик- русское, геоборд – английское) – это многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений.
Про это дидактическое пособие стало известно еще в 50-е годы прошлого столетия благодаря египетскому математику Калебу Гаттегно, создавшему первое «поле для рисования резиночками».
«Геоборд», по мнению математика, помогает ребенку в освоении некоторых базовых правил планиметрии: периметр, площадь, фигура и т. д., развивает индуктивное и дедуктивное мышление, дает представление о симметрии, конгруэнтности, трансформации размера, формы.
«Геоборд» состоит из плоского поля и 25 штырьков, расположенных на поле равноудаленно друг от друга по горизонтали и вертикали. Для работы с геобордом нужны резиночки. Это могут быть обычные латексные канцелярские резинки или тонкие цветные резинки для волос. Игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, различные предметы, животных).
Развивающие возможности «Геоборда».
Это учебно – игровое пособие позволяет эффективно решать задачи познавательно – речевого развития детей :
1. Развивает когнитивные способности ребенка: пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память.
2. Способствует развитию мелкой моторики рук.
3. Развивает фантазию и творческий потенциал ребенка.
4. Способствует развитию речи во время работы со сказками, стихами, загадками.
5. Формирует познавательные способности ребенка во время решения разного вида задач.
6. Помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять базовые термины геометрии: фигура, периметр, площадь.
7. Занятия на геоборде расслабляют и снимают физическое и психологическое напряжение.
Геоборд своими руками.
Геоборды в магазинах можно найти. При этом совсем несложно сделать эту игрушку своими руками любого размера, а ведь чем больше геоборд, тем больше возможностей он предоставляет.
Чтобы сделать планшет нужно минимум материалов и немного времени. Материалы: доска любого размера и толщиной не менее 0,5 см, силовые канцелярские кнопки с ручкой, цветные резинки. Пособие нужно еще дополнить схемами рисунков, набором геометрических фигур и игрушек.
Использование геобордов в образовательной деятельности.
Уникальность игры в том, что ее можно использовать в Непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности по желанию детей.
Возможности планшета можно использовать в реализации задач всех образовательных областей:
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. ФЭМП (Величина, Ориентировка в пространстве, времени, части суток, счет, часть и целое, элементарная геометрия (формы, геометрические фигуры, играем с цифрами, арифметические задачи, симметрия ( построить симметричные фигуры: бабочку, очки).
2. ФЦКМ (формирование целостной картины мира) (Дорожные знаки (ОБЖ, загадки, игры по лексическим темам: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Фрукты», «Овощи», «Животные», «Транспорт» и другие.).
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Иллюстрируем стихи, сказки, игры по лексическим темам: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Фрукты», «Овощи», «Животные», «Транспорт» и другие.
2. Обучение грамоте (изображаем буквы, слоги, слова).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование (Узоры и орнаменты).
Образовательная область «Физическое развитие»
1. ЗОЖ ( Игры по темам: «Полезное и вредное», «Что лишнее?», «Хорошо и плохо» и другие.)
2. Схемы физических упражнений.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Работая в парах дети учатся общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
2. Формируется готовность к совместной деятельности, развивается самостоятельность, умение действовать по словесной инструкции. Дети учатся творчески реализовывать свои замыслы.
Как играть с геобордом.
В зависимости от возраста, индивидуальных способностей детей будет меняться цель и решаемые в ходе игры задачи. Прежде всего нужно познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как надевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности.
Дети младшего дошкольного возраста могут рисовать по образцу (геометрические фигуры, предметы, явления природы; «оживляем» геометрические фигуры - квадрат превращается в домик, треугольник - в вазу с цветами).
В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает развиваться образное внимание. Дошкольники могут строить по схеме (например, выкладывать резинками цифры и буквы, различные предметы по лексическим темам, могут решать лабиринтные задачи. Загадываем загадки - а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете. Таким же образом можно иллюстрировать сказки, стихи, песенки.
В старшем дошкольном возрасте дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Дети могут нарисовать резинками свои собственные сказки, истории, перенести их на схему, а затем их рассказать. Очень хорошо, когда дети включаются в коллективную работу (каждый иллюстрирует свою часть стихотворения, сказки, а затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение от начала до конца). Можно знакомить с понятием «система координат». Можно пронумеровать ряды и столбцы штырьков: от 1 до 5 и от А до Д. Проводим слуховые диктанты. Дети очень любят фантазировать и рисовать по замыслу.
Работа с родителями.
С целью повышения знаний в вопросах использования игрового пособия «Геоборд» с родителями можно проводить просветительную работу в форме индивидуальных бесед и консультаций, на родительских собраниях, с помощью наглядной информации, которая оформляется в виде папок-передвижек, буклетов, памяток.
Таким образом, использование игрового пособия «Геоборд» в организованной образовательной деятельности обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях. Применение занимательного материала повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления и речи детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.