Акаева Зульфия
Консультация для педагогов «Игровая деятельность в экологическом образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
"Игровая деятельность в экологическом образовании"
Акаева З. А.
Как известно, для маленьких детей ведущей деятельностью является игра. Она оказывает помощь в освоении детьми окружающего мира, решает сложные познавательные задачи экологического образования в интересной для детей форме. Дошкольное детство является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребё нка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру.
Публикация «Консультация для педагогов „Игровая деятельность в экологическом образовании“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.
Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними.
Однако надо иметь ввиду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. В практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуманным и нередко даже случайным. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.
Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка дошкольника.
Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:
Сюжетно-ролевая игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками.
Дидактические игры.
В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.
Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.
Театрализованные игры.
На первый взгляд театрализованная деятельность не имеет отношения к экологии. Однако ее с успехом можно применять для формирования у дошкольников экологического сознания, ведь театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Подготавливая роли, дети закрепляют усвоенные знания о природе. Перевоплощение в персонажей воспитывает в детях заботливое отношение к объектам природы. Такое одушевление природы тесно переплетается с духовно-нравственным воспитанием. Дети знакомятся с новыми понятиями в игровой форме, что вызывает познавательный интерес. В связи с этим особое значение приобретает использование народных песен, попевок, потешек, загадок, частушек, сказок, так как это самый доступный источник знаний об окружающем мире.
В подвижных играх гармонично сочетаются физическая и психическая активность ребенка.
Характерной особенностью является то, что в основе их содержания лежит ярко выраженная двигательная деятельность. Эффективное воздействие на развитие личности ребенка оказывает
Смысловое содержание экологической направленности сюжета подвижной игры, используемый в ней речитатив, восприятие ребенком героев сюжета и их действий, творческое перевоплощение
В их образы. Дети проникают во «внутреннюю жизнь» природы, в ее образно – смысловую интерпретацию, что способствует развитию экологического сознания.
Игра помогает детям усвоить качество предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Формирует у детей мотивацию к познанию, учитывая возрастные особенности детей, создаёт условия эмоционального комфорта, способствует формированию отзывчивости, как одно из необходимых нравственных качеств дошкольников.