Галина Хощенко
Консультация для педагогов и родителей «Польза дворовых игр»
Игра — это своеобразный результат освоения и присвоения ребенком социокультурного опыта, результат культурной самоидентификации. Именно в игре развиваются волевые качества и возникают основные психологические новообразования.
К сожалению, сегодня мы наблюдаем разрушение игрового пространства детства. Исчезли шумные дворовые компании, забыты скакалки, мячи, городки. В детском игровом сообществе это причастность к миру взрослых, соотнесение себя с группой сверстников, проявление дисциплины и адекватности поведения в соответствии со взятой ролью. В общении со сверстниками ребенок приобретает уникальный социальный опыт, который положительно скажется на становлении его личности.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Польза дворовых игр“» размещена в разделах
- Дворовые игры. Игры нашего двора
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Мы пытаемся привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме детской игры. Однако одним - причем чаще потенциальным участием взрослых возродить субкультуру дворового сообщества невозможно: опыт игровой деятельности передавался из поколения в поколение именно от старших детей к младшим. Ведь для малыша любой старший ребенок — его «зона ближайшего развития». Младшие дети внимательно следят за действиями старших и перенимают у них цели деятельности, а затем и ее способы. А это значит, что востребованными становятся разновозрастные объединения детей.
Организуя игровую деятельность детей в разновозрастном сообществе, необходимо руководствоваться рядом правил. Взаимодействие, считает С. Г. Якбсон, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института развития образования РАО:
• должно быть эпизодическим и ограниченным по частоте (не чаще 4 раз в месяц) и времени (не более 1 часа);
• вызывать положительные эмоции и восприниматься как яркое событие;
• носить добровольный характер (об этом необходимо ставить в известность родителей);
• строиться на выполнении деятельности, содержание которой ненавязчиво предлагает (взрослый или старший ребенок).
Взаимодействие детей разного возраста приближено к ситуации многодетной семьи: у младших появляется возможность продвигаться в своем развитии не только благодаря взрослым, но и детям, которые постарше. При этом замечено: то, как старшие объясняют что-то младшим, далеко от дидактических норм, но малыши зачастую понимают такие объяснения лучше, чем четкие указания взрослых.
Взаимообучение переносит детей в особый мир отношений и переживаний: и большие, и маленькие учатся вместе добиваться успеха.
Необходимо соблюдать некий баланс форм проведения встреч: например, один раз малыши являются зрителями, а второй раз встречаются на совместном занятии.
Интерес малышей к общению и взаимодействию со старшими детьми очевиден: им хочется побыстрее повзрослеть, а вот старшие дошкольники далеко не всегда хотят и умеют взаимодействовать с малышами — к этому их необходимо мотивировать, этому их надо обучать.
Известно, что одним из мотивов общения старшего дошкольника с малышом является желание быть взрослым. Поэтому нужно дать понять старшим, что не надо соперничать с младшими («Саша, ты, конечно, быстрый и ловкий, помоги же и Сереже стать таким, как ты!» «Ребята, вы - одна команда, помогите младшим друзьям правильно справиться с этим заданием!»). При этом не стоит забывать: у старших дошкольников преобладает деловая и познавательная мотивационная направленность, а у младших — личностная, т. е. личная симпатия и эмоциональная окрашенность отношений. Поэтому в ситуации выбора партнеров мы отдаем приоритет малышам: пусть они выбирают, с кем в паре хотят играть, акцентируя внимание старших на том, что они несут ответственность за малыша («Малыши, выберите себе дружочка, но так, чтобы у всех была пара»).
В ходе игрового взаимодействия дети ближе познакомятся друг с другом, научатся ладить, договариваться, следовать правилам, заботиться друг о друге. Взрослые научатся интересно и содержательно проводить с ними свободное время.
Цель такого общения не только приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонизация детских и детско-родительских отношений, но и передача культурного наследия из поколения в поколение.