Оксана Пилецкая
Консультация для педагогов и родителей «Мелодии здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Механизм воздействия музыки на человека впервые был изучен в конце 19, в начале 20 века. Было показано, что, представляя собой звуковую волну, музыка обладает различным действием на организм:
- физическим– воздействие на рецепторы кожи;
- психофизиологическим – воздействие на мозг;
- психическим – воздействие на биоэлектрический потенциал.
Так, например, Н. Н. Захарова и В. М. Авдеев отметили, что прослушивание музыкальных произведений сопровождалось изменениями, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Мелодии здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
И. В. Темкин исследовал влияние мажорной и минорной музыки на организм. При нормальном восприятии первая всегда вызывает светлое и радостное настроение. В то же время вторая, как правило, связана с грустью, печалью.
Специалистами было отмечено, что музыка действует избирательно – в зависимости не только от её характера, но и от инструмента, на котором исполняется. Скрипка и фортепиано, например, действуют успокаивающие, а расслабляющим действием обладает флейта. Учёные из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты – пиккало и клариста улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление, альт используется при нарушениях нервной системы, упадке сил; арфа при профилактике истерии; флейта – при заболевании бронхолегочной системы; кларнет избавляет от подавленного состояния.
Звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Прекрасным оздоровительным эффектом обладает «Малиновый» колокольный звон, способствующий быстрому выводу организма из депрессивного состояния. Мощное оздоравливающее воздействие оказывает орган. Универсальным действием на организм обладает музыка природы.
Непосредственное воздействие звуков, в том числе музыкальных, их сила, высота, ритм и тембр могут вызвать различные реакции организма в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей человека. Ритм сердечной деятельности ослабляет музыка в стиле рок, тяжёлая маршевая, тягучая, с постоянно повторяющейся темой, особенно песни, где одно и то же слово повторяется много раз подряд. Это можно проследить самому. Включите запись песни, в которой исполнитель твердит одно и то же, и прислушайтесь к работе своего сердца. Пик работы сердца находится на время с 11 до 13 часов, поэтому музыку, оказывающую отрицательное влияние на сердце, в это время лучше не слушать. Канадские учёные рекомендуют людям, имеющим проблемы с сердечной деятельностью, особенно «Времена года», скрипичные концерты Моцарта. Японские учёные проанализировали произведения 115 композиторов и полностью согласились с канадцами. Но особенно отрадно то, что для регулирования сердечной деятельности они записали кассеты, состоящие полностью из русских народных песен. В Японии такие кассеты называют таинственными, широкими, тихими.
Лёгким особенно приятна музыка тишины и покоя, тема воды. Рисунки к таким темам полны лёгких пастельных тонов, в большом количестве преобладают оттенки синего.
Музыкальные ритмы, влияющие на печень, должны быть очень доброжелательными, тёплыми, домашними. Музыку нужно слушать спокойно, негромко. Для прослушивания подходит музыка старых мастеров: Баха, Альбиони, Моцарта.
При заболеваниях желудочно-кишечного тракта благоприятно влияет музыка Бетховена и Моцарта, что в большинстве случаев проводит к значительным улучшению состояния и к более быстрому по сравнению с контрольной группой рубцеванию язв. Л. Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. В связи с этим обед в музыкальном сопровождении оправдан не только с эстетической, но и с утилитарной точек зрения.
В московском центре «Эйдос» воздействие музыки используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают аудиокассеты с записью звуков природы: шума прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя.
Особое внимание уделяется воздействию музыки великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения. Создатель музыкальной фармакологии американский учёный Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждают, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления.
Специалисты говорят : «Когда радуется и смеётся музыка, с нею вместе смеётся и радуется человек». Об этом говорил ещё Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта» : «Лишь музыки серебряные звуки, снимают, как рукой, мою печаль».
Специально подобранная классическая музыка помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психоэмоциональный фон, оказывая позитивное влияние на гемодинамику. Выявлено влияние музыки на нейроэндокринную функцию, в частности на уровень гармонов в крови, играющих чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных реакциях. Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазурки Шопена, рапсодии Листа помогают одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость. Классическая музыка рассеивает чувство гнева, настраивает на примирение.
Самый большой эффект дает музыка в профилактике и лечении информационного стресса. Бетховенский «Хор пилигримов» снимает переутомление и головную боль. «Карнавальная прелюдия» Дворжака – депрессию, тоскливость; ода «К радости» Бетховена и «Мелодия» Глюка – меланхолию.
Музыка комбинируется со специальными формами аутогенной тренировки, направленными на решение конкретных задач. При этом психорегулирующее значение имеют ритм, темп, тембр музыки, но не ее содержание, которое может вызвать нежелательные ассоциации.
Так, с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и активизировать заторможенных детей, урегулировать некоординированные движения.
Музыка является незаменимым компонентом различных видов лечебной гимнастики, так как она активно стимулирует и регулирует движения тела человека. Больным детям с различными видами параличей предлагаются на выбор мелодии (в основном это классическая музыка) и просят показать, что они слышат. Уже после нескольких дней таких занятий можно заметить положительные сдвиги в опорно-двигательной системе больного ребенка. Движения, в свою очередь, усиливают процесс обмена веществ, способствуя лучшему питанию, кровоснабжению, обновлению тканей тела, придают силу мышцам и гибкость суставам.
В нашей стране в марте 2001 года при музыкальной академии имени Гнессиных открыта новая специальность «Музыкальная реабилитация» и соответствующее отделение, руководит которым профессор медицины и по совместительству певец Большого театра, доктор медицинских наук С. В. Шушарджан, сформулировавший новую научную концепцию: «Музыкотерапия – это система психосоматической регуляции функций организма человека», имея в виду одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.