Приложение МААМ

Консультация для педагогов и родителей «Мелодии здоровья»

Оксана Пилецкая
Консультация для педагогов и родителей «Мелодии здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы

Механизм воздействия музыки на человека впервые был изучен в конце 19, в начале 20 века. Было показано, что, представляя собой звуковую волну, музыка обладает различным действием на организм:

- физическим– воздействие на рецепторы кожи;

- психофизиологическим – воздействие на мозг;

- психическим – воздействие на биоэлектрический потенциал.

Так, например, Н. Н. Захарова и В. М. Авдеев отметили, что прослушивание музыкальных произведений сопровождалось изменениями, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга.

Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Мелодии здоровья“» размещена в разделах

И. В. Темкин исследовал влияние мажорной и минорной музыки на организм. При нормальном восприятии первая всегда вызывает светлое и радостное настроение. В то же время вторая, как правило, связана с грустью, печалью.

Специалистами было отмечено, что музыка действует избирательно – в зависимости не только от её характера, но и от инструмента, на котором исполняется. Скрипка и фортепиано, например, действуют успокаивающие, а расслабляющим действием обладает флейта. Учёные из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты – пиккало и клариста улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление, альт используется при нарушениях нервной системы, упадке сил; арфа при профилактике истерии; флейта – при заболевании бронхолегочной системы; кларнет избавляет от подавленного состояния.

Звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Прекрасным оздоровительным эффектом обладает «Малиновый» колокольный звон, способствующий быстрому выводу организма из депрессивного состояния. Мощное оздоравливающее воздействие оказывает орган. Универсальным действием на организм обладает музыка природы.

Непосредственное воздействие звуков, в том числе музыкальных, их сила, высота, ритм и тембр могут вызвать различные реакции организма в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей человека. Ритм сердечной деятельности ослабляет музыка в стиле рок, тяжёлая маршевая, тягучая, с постоянно повторяющейся темой, особенно песни, где одно и то же слово повторяется много раз подряд. Это можно проследить самому. Включите запись песни, в которой исполнитель твердит одно и то же, и прислушайтесь к работе своего сердца. Пик работы сердца находится на время с 11 до 13 часов, поэтому музыку, оказывающую отрицательное влияние на сердце, в это время лучше не слушать. Канадские учёные рекомендуют людям, имеющим проблемы с сердечной деятельностью, особенно «Времена года», скрипичные концерты Моцарта. Японские учёные проанализировали произведения 115 композиторов и полностью согласились с канадцами. Но особенно отрадно то, что для регулирования сердечной деятельности они записали кассеты, состоящие полностью из русских народных песен. В Японии такие кассеты называют таинственными, широкими, тихими.

Лёгким особенно приятна музыка тишины и покоя, тема воды. Рисунки к таким темам полны лёгких пастельных тонов, в большом количестве преобладают оттенки синего.

Музыкальные ритмы, влияющие на печень, должны быть очень доброжелательными, тёплыми, домашними. Музыку нужно слушать спокойно, негромко. Для прослушивания подходит музыка старых мастеров: Баха, Альбиони, Моцарта.

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта благоприятно влияет музыка Бетховена и Моцарта, что в большинстве случаев проводит к значительным улучшению состояния и к более быстрому по сравнению с контрольной группой рубцеванию язв. Л. Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. В связи с этим обед в музыкальном сопровождении оправдан не только с эстетической, но и с утилитарной точек зрения.

В московском центре «Эйдос» воздействие музыки используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают аудиокассеты с записью звуков природы: шума прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя.

Особое внимание уделяется воздействию музыки великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения. Создатель музыкальной фармакологии американский учёный Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждают, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления.

Специалисты говорят : «Когда радуется и смеётся музыка, с нею вместе смеётся и радуется человек». Об этом говорил ещё Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта» : «Лишь музыки серебряные звуки, снимают, как рукой, мою печаль».

Специально подобранная классическая музыка помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психоэмоциональный фон, оказывая позитивное влияние на гемодинамику. Выявлено влияние музыки на нейроэндокринную функцию, в частности на уровень гармонов в крови, играющих чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных реакциях. Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазурки Шопена, рапсодии Листа помогают одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость. Классическая музыка рассеивает чувство гнева, настраивает на примирение.

Самый большой эффект дает музыка в профилактике и лечении информационного стресса. Бетховенский «Хор пилигримов» снимает переутомление и головную боль. «Карнавальная прелюдия» Дворжака – депрессию, тоскливость; ода «К радости» Бетховена и «Мелодия» Глюка – меланхолию.

Музыка комбинируется со специальными формами аутогенной тренировки, направленными на решение конкретных задач. При этом психорегулирующее значение имеют ритм, темп, тембр музыки, но не ее содержание, которое может вызвать нежелательные ассоциации.

Так, с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и активизировать заторможенных детей, урегулировать некоординированные движения.

Музыка является незаменимым компонентом различных видов лечебной гимнастики, так как она активно стимулирует и регулирует движения тела человека. Больным детям с различными видами параличей предлагаются на выбор мелодии (в основном это классическая музыка) и просят показать, что они слышат. Уже после нескольких дней таких занятий можно заметить положительные сдвиги в опорно-двигательной системе больного ребенка. Движения, в свою очередь, усиливают процесс обмена веществ, способствуя лучшему питанию, кровоснабжению, обновлению тканей тела, придают силу мышцам и гибкость суставам.

В нашей стране в марте 2001 года при музыкальной академии имени Гнессиных открыта новая специальность «Музыкальная реабилитация» и соответствующее отделение, руководит которым профессор медицины и по совместительству певец Большого театра, доктор медицинских наук С. В. Шушарджан, сформулировавший новую научную концепцию: «Музыкотерапия – это система психосоматической регуляции функций организма человека», имея в виду одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.

Публикации по теме:

Магнитный конструктор «Магформерс». Консультация для педагогов и родителейМагнитный конструктор «Магформерс». Консультация для педагогов и родителей «Конструктор Магформерс». Уважаемые родители и педагоги! Магформерс — это развивающий магнитный конструктор нового поколения! Он состоит.

Консультация для педагогов и родителей «Руководство игровой деятельностью» Игра социальна по своему происхождению. Она не является инстинктом, данным от рождения всем детям, поэтому у детей примитивно развитых народов.

Консультация для педагогов, родителей и студентов. Консультация для педагогов, родителей и студентов. (кинезиологические упражнения для детей 5—7 лет).

Консультация для родителей и педагогов «Детское воровство» Консультация для родителей и педагогов "Детское воровство" Если вы заметили, что ребенок ворует, первое, что необходимо сделать, - разобраться.

Консультация для родителей и педагогов «Избалованный ребенок» Взрослые люди иногда реагируют на неприглядное поведение ребенка (чаще всего чужого, согласно пословице: "Соседские дети всегда плохо воспитаны).

Консультация для родителей и педагогов «Развиваем гибкость ребёнка!»Консультация для родителей и педагогов «Развиваем гибкость ребёнка!» "С потерей гибкости приходит старость". Различают две формы проявления гибкости: активная и пассивная. Активная форма – это самостоятельное.

Консультация для родителей и педагогов «Развивающие игры и игрушки» Какие игрушки нужны ребёнку для развития? Игрушка помогает уточнять,осмысливать представления ребёнка об окружающем и способствует развитию.

Консультация для родителей «В чём залог здоровья у детей?» Огромную роль в физическом воспитании детей в семье играет то, как родители относятся к здоровому быту. Это понятие подразумевает правильный.

Консультация для родителей «Азбука здоровья дошкольника» «Азбука здоровья дошкольника» Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят в детстве, тем легче им.

Консультация для педагогов и родителей «Ребёнок должен играть!»Консультация для педагогов и родителей «Ребёнок должен играть!» «Ребёнок должен играть!» Ведущая деятельность детей дома – компьютерные игры и просмотр телепередач, а вот игровая деятельность однообразна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Мелодии здоровья»
Опубликовано: 27 сентября 2017 в 16:02
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и родителей «Мелодии здоровья»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Пилецкая (УИ 1267618) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек, которые можно сделать на занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
Добавьте фото новогодней елки на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты занятий по новогодним аппликациям, лепке, рисованию, конструированию.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД