Ставникович Наталия
Консультация для педагогов «Художники — иллюстраторы»
▼ Скачать + Заказать документы
В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживают сюжет от одной иллюстрации к другой. Выбирая книги детям в первую очередь, мы обращаем внимание на качество книжной иллюстрации. Ведь, согласитесь, даже замечательное произведение легко можно испортить плохими рисунками. Иллюстрации в детской книге очень важны, так как дети воспринимают книжные тексты как образы, которые позже будут храниться в памяти многих лет. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Художники-иллюстраторы для детей
- Темочки
Дети с удовольствием читают и рассматривают интересные, красочные картинки – иллюстрации, которые рассказывают о героях книги ничуть не меньше, чем текст самой сказки.
А кто же создает эти иллюстрации? Ну конечно художники-иллюстраторы. Кто такие художники-иллюстраторы?. Это художники, которые рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание сказки, лучше представить ее героев, их внешность, характер, поступки, обстановку, в которой они живут.
По рисунку художника-иллюстратора сказки мы может догадаться, даже не прочитав ее, злые герои сказки или добрые, умные или глупые. В сказках всегда много фантазии, юмора, поэтому художник, иллюстрирующий сказку, должен быть немного волшебником, обладать чувством юмора, любить и понимать народное творчество.
Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики В. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева, Лебедева.
Сутеев Владимир Григорьевич
Пожалуй, самый известный детский художник-иллюстратор, а также автор книг для дошкольников. Все наше поколение выросло на его книгах. Его рисунки на первый взгляд, неброские, но очень добрые. В них полностью отсутствует агрессия, как и в самих сказках Сутеева. Сутеев начинал как художник-мультипликатор. Позже иллюстрировал книги А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, а также свои собственные сказки. Книги и иллюстрации художника самыми первыми появляются в детской библиотеке.
В. Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией. В его книгах много юмора, помогающего объяснить детям простые истины. Художник не только сам рассказывает истории. Иногда он просит маленьких читателей помочь ему, дополнить пропущенные слова. Так, в известной сказке «Мешок яблок» на одной странице текст вдруг исчезает, остаются одни картинки, словно приглашая ребенка рассказать, что же тут произошло.
Сказки В. Сутеева, сразу видно, что написал их художник. Петух бегал по двору не раскрашен, но добрые краски помогли стать ему настоящим красавцем. Создается ощущение, что художник сумел заглянуть в какой- то мир, где зверушки живут по своими законам попадают в смешные и грустные истории. Рисованные герои словно перепрыгивают из сказки в сказку, продолжая свою жизнь на новых и новых страницах.
Васнецов Виктор Михайлович
Еще один классик советской детской графики из детской памяти Васнецов. Иллюстратор произведений русского фольклора, русской народной сказки, стишков и потешек. Родина художника - это старинный русский городок Вятка. Наверно, именно там он впитал в себя этот сказочный дух русского фольклора.
В иллюстрациях Васнецова живет простодушное восприятие мира, яркость, непосредственность, гуляет кот в валенках, где мышы не боятся кота. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам нравятся малышам. В иллюстрациях В. Васнецова цвету отведена главная роль, и это находка, которой до сих пор нет равных. Цвет становится игровой азбукой- " цветовой", которую легко и радостно осваивает ребенок: волк- серый, лиса- рыжая, гусь- белый. А для создания эмоционального настроения рисунков и усиления восприятия образов, художник использует цвет фона. Постоянно ориентируясь на свой "вятский мир", художник придавал своим сказочным персонажам особую выразительность наряжая их в костюмы своего северного края: добрых маму-Козу и маму-Кошку- в нарядные цветные юбки с кружевами. И помогая малышам правильно расставить акценты, оставляя злых волка, лису, медведя без одежды. Самой высокой наградой художника-иллюстратора остается благородная память потомков.
Чарушин Евгений Иванович
Известный художник и писатель. Кроме своих книг иллюстрировал произведения В. Бианки, С. Маршака, К. Чуковского Пришвина.
Чарушин хорошо знал повадки и образы животных. В своих иллюстрациях он рисовал их с необычайной точностью и характерностью. Каждая иллюстрация индивидуальна, в каждой изображен персонаж с индивидуальным характером соответствующим определенной ситуации.
«Если нет образа, так и изображать нечего»- говорил Е. Чарушин. «Я хочу понять животное, передать его повадки, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка,- я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон. Все это надо наблюдать и почувствовать». У художника свой метод иллюстрирования- чисто живописный. Он рисует не контурно, а необычайно искусно, пятнами, штрихами. Зверь может быть изображен просто «лохматым» пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры- упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка. Последней книгой Е. Чарушина стали «Детки в клетке» Маршака.
1965 г. ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
Знакомясь с множеством книг, проиллюстрированных лучшими художниками- иллюстраторами, ребенок начинает относиться к книге как эстетическому объекту. Иллюстрации в книге – это зачастую первые произведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся малыши. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, побуждают к творчеству.
Что толку в книжке,- подумала Алиса.
– Если в ней нет ни картинок, ни разговоров?
«Приключения Алисы в стране чудес.»