Попова Александра Николаевна
Консультация для педагогов «Гуманизация образовательного процесса посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Публикация «Консультация для педагогов „Гуманизация образовательного процесса посредством проектной деятельности“» размещена в разделах
- Гуманизация. Гуманистический подход в воспитании
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
На сегодня одним из основных направлений государственной образовательной политики признана модернизация системы дошкольного образования с учетом принципов демократизации, гуманизации, индивидуализации педагогического процесса. В ее основу положена приоритетность дошкольного звена в единой системе непрерывного образования. Цель обучения в современном дошкольном учреждении заключается в обеспечении всестороннего развития каждого ребенка.
Это связано с введением в действие «Закона об образовании в Российской Федерации», где дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. И это не случайно, ведь дошкольное детство – начальный этап для формирования основ личностного развития ребенка: физического, эмоционального, интеллектуального и коммуникативного. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в мире, учится общаться и взаимодействовать с окружающими людьми.
С введением в действие ФГОС с 1 января 2014 года еще одним из главных аспектов развития дошкольников является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».
Гуманистическое образование играет роль социальной защиты ребенка в детстве, его прав, в частности на образование, направленного «на развитие личности, талантов, а также умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» права «участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством» (статья 31 Конвенции).
Реализация гуманистических принципов в воспитании и обучении предполагает замену традиционной учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса на личностно - ориентированную. Она базируется на стремлении педагога строить отношения с детьми на основе субъект - субъектных связей, в максимальной степени опираясь на способности ребенка к проявлениям самостоятельности и активности, его субъектный опыт. Большое внимание уделяется усвоению конкретных знаний в той или иной области, основанных на их поиске и творческом применении в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к адекватным методам познания и рефлексии собственного мышления и поведения, что выражено в повышенном внимании к исследовательским методам обучения и к проектированию.
Метод проектов возник 1920 г. В США и связан с развитием гуманистических направлениях в философии и образовании, начало положил американский педагог Д. Ж. Дьюн, он предполагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Е. Г. Кагаров в 1926 г. выделил 4 отличительных черты проектного метода :
1. Детские интересы–главное;
2. Проекты копируют различные стороны бытия;
3. Дети сами себе начинают программу занятий и интенсивно ее выполняют;
4. Проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
Идеи гуманизации воспитания и обучения детей, обсуждение которых в настоящее время находит широкое отражение в дошкольной педагогике, пронизывают труды Я. А. Коменского. Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, А. В. Запорожца. Ш. А. Амонашвили и др.
Гуманистическая система воспитания предполагает реализацию идей педагогики сотрудничества всех взрослых, участвующих в воспитательно-образовательном процессе, включая родителей, что ребенок свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам. Ребенок получает возможность самореализации, будучи хозяином вещей, действий, отношений, он обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. В свободной самостоятельной деятельности осваивается умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуются элементы специфической детской субкультуры, которые так необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.
Для создания гуманистической среды в своей группе мы опирались на учения Ш. А. Амонашвили, который поставил главной задачей педагогов создать атмосферу комфорта и психологической безопасности для самореализации личности ребенка, раскрытия всех заложенных в нем природных задатков.
Гуманистическая образовательная среда должна быть пронизана уважением к личности каждого ребенка, должна выращивать у детей чувство заботы о товарищах и близких людях.
Одной из технологий для реализация данных задач в нашем дошкольном учреждении является проектная деятельность.
Проект в педагогике – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.
Проектная деятельность – одна из инновационных технологий, используемых в современном дошкольной образовательной практике. Основой проектной деятельности является познавательная деятельность, направленная на достижение результата путем совместной деятельности педагога и детей, родителей и детей, и самостоятельной деятельности самого ребенка над определенной практической проблемой (темой, в рамках которой ребенок может самостоятельно выбирать содержание образования.
Решать проблему или работать над проектом значит применить на практике необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы и получить результат.
Сущность проектной технологии – стимулировать интерес дошкольников к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В рамках тематического планирования разрабатываются проекты, объединяющие все способы познания, дают возможность каждому ребёнку выбрать тот путь познания, который ему интересен. Вместе с тем, действуя каждый в своём направлении (кто-то лепит, рисует, читает, «пишет» книжки, делает опыты, оформляет доклад, делает макет и т. п.) все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон. Таким образом, проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно-ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый ребёнок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Для достижения наилучшего результата в группе создается открытая атмосфера, которая вдохновляет на проектную деятельность и поощряет ребенка. Дети каждый день делятся полученными знаниями, радуются результатам своего труда и труда товарищей, что также дает положительный эффект для дальнейшего достижения конечной цели проекта.
Большое значение имеет и совместная с родителями деятельность. Дети видят и чувствуют поддержку и неравнодушное отношение взрослых к их познавательному, экспериментальному процессу, созданию презентационного материала.
С целью заинтересовать детей для самостоятельной деятельности используются различные методы и приемы: создание проблемных ситуаций, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию; внимательное отношение к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярное предложение проектных образовательных ситуаций в ответ на заданные детьми вопросы; поддерживание детской автономии: возможность детей самим выдвигать проектные решения; оказание помощи детям в планировании деятельности при выполнении своего замысла; поддержка детских идей проектных решений в ходе обсуждения, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта; помощь детям в сравнении предложенных ими вариантов решений, аргументирование выбора варианта.
Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. У детей появляется желание находить знания на свои вопросы самостоятельно. Формируются предпосылки проектно-поисковой деятельности.
Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Дети обретают уверенность и гордость за совместные достижения, учатся решать свои собственные задачи на уровне образного мышления.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Использование метода проекта, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.