Виктория
Консультация для педагогов. Формы активизации участия родителей при организации экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов. «Формы активизации участия родителей
при организации экспериментальной деятельности в работе с детьми с ТНР»
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Экспериментирование является основным видом исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п. Как доказал Н. Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Это особенно важно для детей с нарушениями речи, так как эти нарушения обычно сопровождают и другими особенностями:
Публикация «Консультация для педагогов, Формы активизации участия родителей при организации экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- слабая концентрации внимания;
- снижение вербальной памяти;
- уменьшение скорости мыслительных операций;
- отставание в развитии мелкой моторики;
- трудности при выполнении словесных инструкций.
При экспериментировании происходит компенсация речевой нагрузки, так как ребёнок может взаимодействовать на уровне пяти чувств, что благотворно сказывается на общем педагогическом процессе. Экспериментальным путём ребёнок познаёт окружающий мир, не боясь ошибиться. А это, в свою очередь, влияет на психологический фон всей деятельности. Так же задействована мелкая моторика рук и концентрация внимания на объекте.
Цель организации экспериментирования у детей с нарушением речи: развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность.
Задачи экспериментальной деятельности для детей с ТНР :
- формировать представление о предметах: их свойствах и качествах;
- формировать способность определять взаимосвязи между предметами и явлниями;
- формировать умения делать выводы.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речевую активность в процессе выполнения заданий;
-развивать мыслительные способности: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ;
- развивать мелкую моторику и координацию движений;
- развивать визуальное, слуховое, сенсорное восприятие;
- развивать внимание и память.
Воспитательные задачи:
- создавать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию;
- создавать дружескую атмосферу в группе во время проведения эксперимен-тов;
- воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать чувство взаимопо-мощи;
- воспитывать усидчивость и аккуратность.
Полноценное решение любых поставленных задач с дошкольниками невоз-можно без активного участия и заинтересованности родителей. Именно родители поддерживают интерес к процессу дома.
Детско-родительские встречи и совместная продуктивная деятельность иногда оказывается более эффективной формой работы с родителями, чем индивидуальные или групповые консультации, потому что целью таких встреч является установление партнерских отношений между всеми участниками. А это способствует гармоничному развитию ребенка в условиях системы «ребенок – родитель – педагог».
Актуальность работы по совместному с родителями экспериментированию заключается в том, что эта форма работы используется в практике не так широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности дошкольника, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.