Алёна Данилова
Консультация для педагогов «Формирование здорового образа жизни через музыкально-художественную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние десятилетия во всём мире наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детей. Экологические проблемы, генетическая предрасположенность, эмоциональный дискомфорт, некачественное питание и другие факторы отрицательно воздействуют на детские организмы. Количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличиваются. Поэтому музыкальный руководитель должен обращать на это особое внимание. В процессе музыкально-художественной деятельности должны быть поставлены не только задачи с музыкально-образовательным уклоном, но и задачи, направленные на формирование здорового образа жизни. Что сюда входит? Правильная осанка во время пения, слушания на музыкальных занятиях, чередование статических и динамических заданий и другое. Нужно активно использовать наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Главная задача – научить детей формировать и беречь своё здоровье. Таким образом педагогический процесс должен быть организован так, чтобы укреплялось физическое и психическое здоровье, развивались музыкальные и творческие способности, формировались потребности в здоровом образе жизни.
Итак, музыкально-художественная деятельность представляет собой непосредственно образовательную деятельность, то есть занятия, а также досуги, развлечения, музыкально-спортивные эстафеты, утренняя гимнастика, индивидуальные занятия.
На музыкальных занятиях применяются пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевые игры, музыкотерапия, валеологические песенки.
1. Польза дыхательной гимнастики в том, что она способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей. Для этого очень важен порядок видов деятельности : например, после музыкально-ритмических движений дети не должны петь, а дыхательные упражнения должны предшествовать пению. Ещё отмечу, правильное дыхание способствует хорошо развитой речи. Самые элементарные упражнения: в осеннее время дети дуют на листочек, лежащий на ладони, в зимнее — на снежинку, летом нюхают цветок и другое.
2. Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений артикуляционного аппарата (упражнения и скороговорки). Такие как, «Лягушки», «Хоботок», «Конфетка», «Рыбки»и другие.
3. Пальчиковая гимнастика позволяет в игровой форме разминать и массировать пальцы и ладони, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Для поддержания детского интереса в занятии можно использовать упражнения, например тематически по временам года, чтобы упражнение гармонично вписывалось в ход занятия.
«Паучок»
Паучок ходил по ветке, Руки скрещены; пальцы руки "бегут" по
А за ним ходили детки. предплечью, а затем по плечу другой руки
Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем
Паучков на землю смыл. стряхивающее движение («дождик»)
Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к
Паучок ползёт опять. другу, пальцы растопырены, качаем руками («солнышко светит»).
А за ним ползут все детки, Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по
Чтобы погулять на ветке. предплечью, а затем по плечу другой руки.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, сжимаем и разжимаем кулачки (4 р.)
Будем листья собирать:
Листья берёзы, загибаем пальцы, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет принесём. Сжимаем и разжимаем кулачки (4 р.)
4. Речевые игры развивают эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность.
«Снежок» (речь с движением)
Белый снег пушистый ритмично, плавно опускаем руки вниз
В воздухе кружится. выполняем круговые движения кистями рук
И на землю тихо ритмично, плавно опускаем руки вниз
Падает, ложится. имитируем сгребания снега, движение «печь пирожки»
А потом, а потом
Мы из снега слепим ком. Ух! бросаем снежок вперёд
5. Музыкотерапия или восприятие способствует коррекции психического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
6. Валеологические песенки и игры направлены на сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни. В своей работе я использую песенки-распевки в начале музыкальных занятий, такие как: «С добрым утром!» А. Евтодьевой, «Здоровалка» О. Арендоренко. Они отличаются несложной мелодией и текстом, поднимают настроение и задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
«Здравствуй, здравствуй, милый мой дружочек!
Встали дружно мы с тобой в кружочек,
Ручками качаем — да, да, да,
Вот какие мы с тобой друзья.
В репертуаре музыкального руководителя должны быть песни о здоровье. Их можно использовать во время слушания, активизации слухового аппарата, то есть не обязательно их учить и исполнять с воспитанниками, так как они могут не соответствовать возрастным особенностям данной группы детей. Затем проводить беседы о прослушанном. Например, песня, которую исполняет детско-юношеский хор, про поросёнка Хрюню. Послушав песню, дети размышляют о том, почему же она заболела. («Хрюня гуляла в плохую погоду, Хрюня глотала холодную воду, Хрюня простыла и стала чихать.»)
Совместно с воспитателем нужно организовывать тематические досуги и развлечения, спортивные эстафеты (совместно с родителями) в соответствии с программным планированием. Результативность зависит от многих факторов, от постоянства, от той же работы с родителями, в том числе от примера самого педагога. В целом, через музыкально-художественную деятельность можно успешно формировать мотивацию здорового образа жизни воспитанников и не забывать ставить такую задачу наряду с остальными тремя (обучающей, развивающей и воспитательной).