Оксана Михайловна Лисогор
Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Общение является одним из важнейших факторов социального развития ребёнка. Интенсивность общения, разнообразие его содержания являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним.
Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Поэтому необходимо ориентировать процесс воспитания на формировании готовности ребёнка к постоянно меняющимся запросам общества, к сотрудничеству с другими людьми. Общаясь, ребёнок усваивает общечеловеческий опыт, исторически-сложившиеся общественные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируясь как личность.
Анализ широкого диапазона по проблеме позволяет сделать вывод о том, что практика показывает: 87% педагогов слабо владеют методикой развития навыков общения у старших дошкольников. Анализ опроса педагогов по воспитательной работе показал, что 93% не уделяют данной проблеме должного внимания, а 7% считают, что этими проблемами должны заниматься родители, а не педагоги.
В настоящее время существует проблема общения детей друг с другом и со взрослыми, т. к. развитию навыков общения не уделяется должного внимания ни в воспитательных учреждениях, ни в семье.
Дидактические игры учат: умению общаться при помощи неречевых средств; устанавливать контакт; использовать речевые вариативные формулы; понимать и выражать своё настроение при помощи слов; вести себя в общении в соответствии с нормами этикета; чётко и выразительно высказывать в речи своё коммуникативное намерение; внимательно выслушивать собеседника; понимать эмоциональное настроение другого; вести себя в конфликтной ситуации.
В игре ребенку впервые открываются отношения, объективно существующие между людьми, он начинает постигать, что участие в каждой деятельности требует от человека исполнения определенных обязанностей и дает ему ряд прав. В совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия. Эти реальные взаимоотношения с другими членами детской группы не только формируют коллективистические качества, но и поднимают самосознание ребенка. Ориентировка на сверстников, на мнение зарождающегося коллектива формирует в ребенке социальные чувства: самостоятельность, способность следовать за группой, способность к сопереживанию и т. д.
Недостаточное внимание педагогов к данной проблеме, а также недостаточность методической разработки данной проблеме послужило поводом для создания каталога дидактических игр по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель каталога – формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Каждая игра ставит своей целью обучить:
- умение общаться при помощи не речевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимики;
- умению устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент);
- умению использовать речевые вариативные формулы (приветствие, прощание, благодарность);
- умению понимать и выражать своё настроение при помощи слов;
- умению вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров лицом к друг другу;
- умению чётко, выразительно высказывать в речи своё коммуникативное намерение;
- умению внимательно выслушивать своего собеседника;
- умению понимать эмоциональное настроение другого (сопереживать);
- умению вести себя в конфликтной ситуации.
Каталог представляет собой перечень дидактических игр, которые направлены на развитие общения у детей дошкольного возраста и включает в себя:
- название игры
- цели игры
- количество играющих
- материал игры
- ход игры
- автор
Я считаю, что игра – это лучший способ научиться ребенку общаться, стать более открытым, инициативным, раскованным. Если рассмотреть подробнее, то игры формируют у дошкольников:
- коммуникативные умения и навыки;
- умения распознавать эмоции других и владеть своими чувствами и эмоциями;
- позитивное и оптимистическое отношение к другим людям;
- умение сопереживать, радоваться за других;
- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения;
- умение взаимодействовать и сотрудничать.
Необходимо, чтобы ребенок во время игр хотел принимать в их активное участие и был доброжелательно настроен на игру.
В свою очередь воспитатель во время игр для наилучшего достижения результата должен быть:
- терпеливым;
- иметь желание играть и верить в игру так, как верит в нее ребенок;
- умение принимать детей такими, какие они есть;
- умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребенка;
- способность к импровизации;
- высокая компетентность и осведомленность в данной проблеме.
Хочу отметить, что именно игры необходимы детям для развития навыков общения, так как через игру ребенок научается этому непосредственно, неосознанно, в связи с тем, что перед ним не ставят конкретных задач, ничего не требуют, не настаивают. Именно поэтому ребенок не сопротивляется влиянию воспитателя.
Итак, при помощи подобранных мною дидактических игр по развитию навыков общения дети научились общаться при помощи неречевых средств; устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств; вести себя в общении в соответствии с нормами этикета; чётко, ясно и выразительно высказывать в речи своё коммуникативное намерение; вести себя в конфликтной ситуации и т. д. Кроме того, дети оказывались в атмосфере принятия его другими детьми, что позволило ему испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность взрослых и сверстников собственной личностью. Подобранные мною игры восстанавливали позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижали тревожность, агрессивность, застенчивость. Ребёнок начал жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.
Таким образом, правильно подобранные дидактические игры, направленные на формирование навыков общения, способствуют развитию коммуникативных умений, межличностных отношений и эффективного общения между сверстниками.