Светлана Доля
Консультация для педагогов «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования личности, ее опыта жизнедеятельности каждого человека. Ребенок по своим физическим особенностям и уровню психического развития еще не способен самостоятельно определить всю меру опасности разных факторов внешней среды для своего существования. Поэтому именно взрослый выполняет миссию защиты ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
А. А. Есипова указывает, что процесс воспитания и формирования личности детей на протяжении дошкольного возраста происходит под руководством взрослого. Взрослый выступает своеобразным посредником между ребенком и обществом, он организует процесс приобщения ребенка к миру людей, учит его понимать окружающую действительность, обогащает представления ребенка, учит детей способам ориентации в окружающей действительности.
В дошкольном возрасте идет процесс активного проникновения ребенка в жизнь взрослых людей, их взаимоотношений, в смысл их поступков. П. Статмэн отмечает, что преимущество дошкольников в обучении их персональной безопасности заключается в том, что дети любят правила и целиком придерживаются их. Особенно они любят следить за тем, как другие соблюдают правила.
По мнению М. Р. Юговой, ребенок старшего дошкольного возраста уже может сознательно управлять своим поведением, своими действиями и помыслами. В то же время, степень произвольности у старших дошкольников еще недостаточна. Развитие дисциплинированности, организованности, ответственности и самостоятельности, помогающих старшему дошкольнику управлять своим поведением, зависит во многом от того, насколько он восприимчив к требованиям взрослого, выступающего носителем социальных норм поведения.
Г. И. Сопко указывает, на восприимчивость детей дошкольного возраста оказывает влияние целый ряд факторов, одним из которых является характер взаимоотношений ребенка и взрослого, а также овладение содержанием требований взрослых посредством словесных инструкций. Возможность и эффективность формирования основ культуры безопасности жизнедеятельности в старшем дошкольном возрасте связана с развитием у детей ряда личностных характеристик, в частности, дети начинают проявлять самостоятельный интерес, они становятся более наблюдательными, с удовольствием воспринимают новую информацию.
Как указывает Ю. О. Киселева, старшие дошкольники характеризуются целостным и сверхчувствительным восприятием мира, что обеспечивает их бурное развитие, позволяет осваивать огромные объемы информации в быстром темпе. Для старших дошкольников характерно умение самостоятельно применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, преобразовывать способы их решения в зависимости от ситуации.
Л. М. Кларина подчеркивает, в старшем дошкольном возрасте формируется система соподчинения мотивов, которые выступают базой для формирования произвольного поведения. К числу новых мотивов, возникающих у дошкольников в этот период, относятся: интерес к незнакомым видам деятельности, к миру взрослых, стремление быть похожим на них, мотивы личных достижений. Для старшего дошкольника характерно то, что все сферы его жизни становятся более осознанными, у них появляется способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Дети становятся более ответственными.
Все эти проявления можно рассматривать как предпосылки для формирования основ культуры безопасности жизнедеятельности. В то же время, необходимо учитывать ряд аспектов, которые обуславливают особенности формирования основ культуры безопасности жизнедеятельности. К этим аспектам относится ряд характеристик дошкольников. Одной из них являются анатомо-физиологические особенности. Дети этого возраста имеют довольно маленький рост, из-за чего у них небольшой угол обзора, и малое поле зрения. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет всего лишь 0.1 части поля зрения взрослого человека. Соответственно, дети могут не увидеть разные опасности и не отреагировать на них своевременно.
Следующий аспект связан со сложностями управления своим поведением. Ю. В. Ефимова отмечает, что несмотря на формирующуюся произвольность, старшие дошкольники еще далеко не всегда способны управлять своим поведением, особенно на фоне эмоций. Такие проявления, как импульсивность, раздражительность, обидчивость, часто не могут быть отрегулированы. Для детей старшего дошкольного возраста характерна повышенная двигательная активность. В сочетании с импульсивным поведением и эмоциональностью, повышенная двигательная активность является возможной причиной попадания детей в опасные ситуации. В старшем дошкольном возрасте в качестве причин возникновения целого ряда проблемных ситуаций является эмоция страха у детей.
Как дошкольники, которые демонстрируют отсутствие страхов, так и дошкольники, демонстрирующие большое количество страхов, не способны адекватно действовать в ситуации опасности, потому что страх блокирует их активность. В соответствии с этим, еще более значимым становится формирование у детей основ культуры безопасности жизнедеятельности.
По мнению А. В. Пелиховой, еще одной особенностью, обуславливающей необходимость данной работы в старшем дошкольном возрасте, является то, что реакции старшего дошкольного возраста более замедлены по сравнению с реакциями более старших детей, тем более, взрослых. У многих детей отмечаются трудности переключения и распределения внимания, часто дети не способны предвидеть все возможные риски, что связано с системой их представлений об окружающем мире. Одной из особенностей детей старшего дошкольного возраста, которую важно учитывать, формируя у детей основы культуры безопасности жизнедеятельности, является неадекватность их самооценки. Переоценка собственных возможностей может привести к возникновению проблемных ситуаций.
Перечисленные характеристики старших дошкольников свидетельствуют о том, что в целом в старшем дошкольном возрасте ребенок еще не обладает способностью адекватно, правильно и эффективно отреагировать на опасную ситуацию или предупредить ее, в связи с чем, повышается значимость формирования у дошкольников основ культуры безопасности жизнедеятельности.
По мнению А. И. Садретдиновой, в этом процессе целесообразно опираться на те психологические новообразования, которые характерны для данного возрастного этапа.
В старшем дошкольном возрасте формируется умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины, делать выводы. Это позволяет детям накапливать и систематизировать свои знания, что является основой для формирования культуры безопасного поведения.
Как отмечают Н. С. Голицина, Г. М. Коджаспирова, в рамках формирования личностного опыта в дошкольном детстве формируется опыт безопасного поведения, поскольку на ребенка оказывает влияние процесс воспитания, и у детей формируется начальная база для безопасного поведения.
Интенсивное развитие психических познавательных процессов, познавательного интереса, наблюдательности и любознательности также является положительным фактором для формирования основ культуры безопасности жизнедеятельности. Развитие самосознания обуславливает расширение регулятивной функции, которая проявляется в формировании произвольного поведения. Немаловажное значение в формировании безопасности жизнедеятельности у дошкольников имеет и формирование самооценки.
В целом исследователи отмечают, что в старшем дошкольном возрасте самооценка начинает носить более адекватный характер, и также выступать важным механизмом регуляции поведения. В рамках нашего исследования отдельно хотелось бы подчеркнуть, что в старшем дошкольном возрасте формируется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами, и именно поэтому целесообразно знакомить детей с данными правилами, формировать у них систему, которой они смогут руководствоваться в своем поведении.
Ориентиром в процессе формирования основ культуры безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста может являться модель характеристики ребенка, который обладает культурой безопасности жизнедеятельности. Данная модель разработана А. И. Садретдиновой и включает в себя следующие составляющие. Ребенок, обладающий культурой безопасности жизнедеятельности, характеризуется: сформированностью представлений о безопасности жизнедеятельности, мотивацией к охране своей жизни и здоровья, соблюдением правил поведения в быту. Ребенок, обладающей культурой безопасности жизнедеятельности, имеет запас знаний, который помогает ему сориентироваться в окружающей ситуации, назвать себя, свой домашний адрес, назвать своих родителей.
Также ребенок должен ориентироваться в предметах бытовой техники, инструментах, используемых дома и в дошкольном учреждении. Ребенок должен понимать причины возникновения разных опасных ситуаций, должен знать элементарные правила обращения с опасными предметами, владеть представлениями о способах поведения в экстремальной ситуации. Ребенок должен уметь оказать элементарную помощь себе и другим.
Таким образом, анализ возрастных особенностей показывает, что в старшем дошкольном возрасте складываются определенные предпосылки для формирования основ культуры безопасности жизнедеятельности : происходит накопление представлений об окружающем мире, формируются навыки и опыт безопасной деятельности, дети открыты новому опыту, восприимчивы к усвоению разнообразных правил и норм поведения.