МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Формирование и развитие речевых навыков дошкольников через сюжетно — ролевые игры»

надежда пыркова
Консультация для педагогов «Формирование и развитие речевых навыков дошкольников через сюжетно — ролевые игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №16 «Вдохновение»

Консультация для педагогов

«Формирование и развитие речевых навыков дошкольников

через сюжетно – ролевые игры».

Учитель - логопед: Пыркова Н. Б.

Юрга, 2024 год

Публикация «Консультация для педагогов „Формирование и развитие речевых навыков дошкольников через сюжетно — ролевые игры“» размещена в разделах

Дошкольный возраст - это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра, в частности, сюжетно-ролевая, для развития дошкольников имеет решающее значение.

Сюжетно-ролевая игра является одной из важнейших форм детской игровой деятельности. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях, другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.

Смысл игры для дошкольника заключается в отношениях между персонажами. Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.

Целью ролевой игры для детей является осуществляемая деятельность – игра. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема.

В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего даже у неговорящего ребенка появляется потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, что бы он, подражая взрослому, действовал

с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка.

Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действию на порядок выполнения. Когда ребенок наблюдает разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшительном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т. д.). По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и т. д.

Параметрами уровня развития речи детей является следующие основные показатели:

• объем активного словаря (формируется в процессе развития игр : усложняется игра – появляются новые роли, новые предметы, например в играх «Магазин», «Больница», «Детский сад» и др.)

• состояние звукопроизношения (в младшем возрасте ребёнок подражает гудению самолёта, работе двигателя автомобиля, крикам зверей и т. д, в старшем возрасте в игре «Детский сад» кто-то может взять на себя роль логопеда)

• состояние контекстной речи ( в каждой игре присутствует диалог: врач с пациентом, продавец с покупателем, мама с дочкой и т. д)

• состояние грамматического строя речи (в процессе игры дети сами того не замечая изменяют слова по падежам числам, родам, составляют предложения, обогащают словарь прилагательных, например в игре «Магазин» продавец рекламирует товар покупателю)

Таким образом, в условиях чуткого и бережного обучения и руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны воспитателя постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке ее задач, а также в реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и со взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения.

Таким образом, игра оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. Одним из условий развития речи в широком смысле является культурно – языковая среда. Речь детей и её культура неразрывно связана с речью воспитателя и всех окружающих. Развивать речь стоит не столько путём специальных методических приёмов и указаний, сколько путём примера и образца.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет» Консультация для педагогов «Играйте в сюжетно- ролевые игры с 3- 4 лет» Вот пришли к нам в группу новые малыши. Настроение у всех разные,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование и развитие речевых навыков дошкольников через сюжетно — ролевые игры»
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 18:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Формирование и развитие речевых навыков дошкольников через сюжетно — ролевые игры»» (включая файлы) размещена пользователем надежда пыркова (УИ 148740) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД