Ширшова Марина
Консультация для педагогов «Формирование функциональной грамотности на занятиях физической культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование функциональной грамотности на занятиях физической культурой“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2022
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. Таким образом, развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте является актуальной задачей в настоящее время.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию функциональной грамотности детей, через языковые и речевые возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.
На ступени дошкольного образования на развитие функциональной грамотности влияют определенные факторы:
• содержание процесса воспитания;
• формы и методы воспитания;
• программы дошкольного воспитания;
• наличие дружелюбной среды в дошкольной организации, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
• активная роль родителей в процессе воспитания детей.
Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников, педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, субъект-субъектные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.
Составляющими функциональной грамотности являются умения определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены детьми дошкольного возраста при условиях, если воспитание носит деятельностный характер. Воспитательный процесс должен быть ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста за результаты своей деятельности. Детям необходимо предоставлять возможность для приобретения опыта достижения цели.
Таким образом, функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.
Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Применение здоровьесберегающей технологии служит для формирования предпосылок функциональной грамотности в вопросах здоровья.
Процесс физического воспитания дошкольников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
В настоящее время деятельность инструктора по физической культуре основана на решении следующих задач:
• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности воспитанников;
• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
• воспитание моральных и волевых качеств;
• развитие опыта межличностного общения.
Как развивать функциональную грамотность на занятиях физической культуры? Главная задача – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. И вместе с тем надо помнить и о теоретических сведениях. С каждого занятия воспитанники должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый инструктор в процессе занятия дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: техника безопасности при выполнении упражнения, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать, правила соревнований и т. д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.
Как же я развиваю функциональную грамотность на занятиях физической культуры?
В своей работе я стараюсь использовать разнообразные методы и приёмы, которые активизируют учебную деятельность дошкольников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения. Использую гигиенические, оздоровительные физкультминутки :
- ритмические физкультурно – спортивные, (под счет, с музыкальным сопровождением). Например: Солнышко лучистое, Тучка, Самолеты,
- двигательно – речевые (инсценировки сказок). Например: «Семь гномов», колобок (с мячами).
- подражательные (имитация движений предметов, животных) : можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел.
Во время выполнения общеразвивающих упражнений, объяснение сопровождаю показом, предлагаю выполнить задания в виде карточек – пиктограмм. Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить. Предлагаю воспитанникам самим показывать упражнения, что способствует формированию ключевых компетенций обучающихся, а именно: работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе; проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать.
В основной части занятия использую подвижные игры. Развитие физических качеств, достижение высокого уровня общей физической подготовленности воспитанников, решается мной путем применения подвижных игр, эстафет в занятиях физической культуры. Для достижения всестороннего развития у дошкольников одних подводящих и подготовительных упражнений и выполнения двигательного действия в целом не достаточно, так как такие занятия однообразны, а, следовательно, скучны и утомительны. Поэтому провожу занятия разнообразно, применяя в них различные средства общей физической подготовки. Среди этих средств особое место отвожу играм. Ведь в подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, ползание, метание, бросание, подпрыгивание, прыжки, ловля. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой, складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям, проявляется умение уживаться с другими, готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими).
Основоположник научно - общественной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт, подчеркивал, что игра в отличие от строго регламентированных движений всегда связана с инициативным моментом решения двигательных задач. Это имеет притягательную силу для участника, а для руководителя связано с решением общеобразовательных задач. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.
В заключительной части занятия использую рефлексию, опрос, либо анализ занятия. Например: карточки с вопросами "Что будет, если. ?", "Попробуй объяснить" – задания на объяснение, "Как узнать?" – задания на применение методов познания, "Сделай вывод" – задания на формирование умений делать выводы, разгадай загадку и выбери ответ-отгадку на картинке. Это способствует готовности детей замечать проблемы и искать пути их решения; умению анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания.
Хорошим инструментарием развития функциональной грамотности дошкольников по физической культуре, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера. Участие с детьми в различных спортивных конкурсах, олимпиадах навело меня на мысль, что нужно применять подобные задания для закрепления знаний. Это могут быть рисунки, поделки, видео – ролики, загадки, задания с выбором ответа и т. д.
В результате работы по формированию функциональной грамотности на занятиях по физической культуре у дошкольников наблюдается стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. У детей сформированы знания о физической культуре и спорте, о здоровом образе жизни, о жизненно важных двигательных умениях и навыках. Дети имеют представления о своем теле и физических возможностях. У воспитанников развиваются индивидуальные двигательные способности и повышается уровень физической подготовленности. Наблюдается потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями; воспитываются моральные и волевые качества; развивается опыт межличностного общения.
Закончить свое выступление хотелось бы словами Джона Девея: «Если мы сегодня будем учить детей так, как вчера, мы украдем у них завтра».