Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Формирование функциональной грамотности на занятиях физической культурой»

Ширшова Марина
Консультация для педагогов «Формирование функциональной грамотности на занятиях физической культурой»
▼ Скачать + Заказать документы

В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.

Публикация «Консультация для педагогов „Формирование функциональной грамотности на занятиях физической культурой“» размещена в разделах

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. Таким образом, развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте является актуальной задачей в настоящее время.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию функциональной грамотности детей, через языковые и речевые возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.

На ступени дошкольного образования на развитие функциональной грамотности влияют определенные факторы:

• содержание процесса воспитания;

формы и методы воспитания;

программы дошкольного воспитания;

• наличие дружелюбной среды в дошкольной организации, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

• активная роль родителей в процессе воспитания детей.

Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников, педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, субъект-субъектные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.

Составляющими функциональной грамотности являются умения определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены детьми дошкольного возраста при условиях, если воспитание носит деятельностный характер. Воспитательный процесс должен быть ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста за результаты своей деятельности. Детям необходимо предоставлять возможность для приобретения опыта достижения цели.

Таким образом, функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.

Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Применение здоровьесберегающей технологии служит для формирования предпосылок функциональной грамотности в вопросах здоровья.

Процесс физического воспитания дошкольников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

В настоящее время деятельность инструктора по физической культуре основана на решении следующих задач:

формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности воспитанников;

формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;

• воспитание моральных и волевых качеств;

• развитие опыта межличностного общения.

Как развивать функциональную грамотность на занятиях физической культуры? Главная задача – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. И вместе с тем надо помнить и о теоретических сведениях. С каждого занятия воспитанники должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый инструктор в процессе занятия дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: техника безопасности при выполнении упражнения, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать, правила соревнований и т. д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.

Как же я развиваю функциональную грамотность на занятиях физической культуры?

В своей работе я стараюсь использовать разнообразные методы и приёмы, которые активизируют учебную деятельность дошкольников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения. Использую гигиенические, оздоровительные физкультминутки :

- ритмические физкультурно – спортивные, (под счет, с музыкальным сопровождением). Например: Солнышко лучистое, Тучка, Самолеты,

- двигательно – речевые (инсценировки сказок). Например: «Семь гномов», колобок (с мячами).

- подражательные (имитация движений предметов, животных) : можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел.

Во время выполнения общеразвивающих упражнений, объяснение сопровождаю показом, предлагаю выполнить задания в виде карточек – пиктограмм. Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить. Предлагаю воспитанникам самим показывать упражнения, что способствует формированию ключевых компетенций обучающихся, а именно: работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе; проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать.

В основной части занятия использую подвижные игры. Развитие физических качеств, достижение высокого уровня общей физической подготовленности воспитанников, решается мной путем применения подвижных игр, эстафет в занятиях физической культуры. Для достижения всестороннего развития у дошкольников одних подводящих и подготовительных упражнений и выполнения двигательного действия в целом не достаточно, так как такие занятия однообразны, а, следовательно, скучны и утомительны. Поэтому провожу занятия разнообразно, применяя в них различные средства общей физической подготовки. Среди этих средств особое место отвожу играм. Ведь в подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, ползание, метание, бросание, подпрыгивание, прыжки, ловля. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой, складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям, проявляется умение уживаться с другими, готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими).

Основоположник научно - общественной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт, подчеркивал, что игра в отличие от строго регламентированных движений всегда связана с инициативным моментом решения двигательных задач. Это имеет притягательную силу для участника, а для руководителя связано с решением общеобразовательных задач. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.

В заключительной части занятия использую рефлексию, опрос, либо анализ занятия. Например: карточки с вопросами "Что будет, если. ?", "Попробуй объяснить" – задания на объяснение, "Как узнать?" – задания на применение методов познания, "Сделай вывод" – задания на формирование умений делать выводы, разгадай загадку и выбери ответ-отгадку на картинке. Это способствует готовности детей замечать проблемы и искать пути их решения; умению анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания.

Хорошим инструментарием развития функциональной грамотности дошкольников по физической культуре, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера. Участие с детьми в различных спортивных конкурсах, олимпиадах навело меня на мысль, что нужно применять подобные задания для закрепления знаний. Это могут быть рисунки, поделки, видео – ролики, загадки, задания с выбором ответа и т. д.

В результате работы по формированию функциональной грамотности на занятиях по физической культуре у дошкольников наблюдается стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. У детей сформированы знания о физической культуре и спорте, о здоровом образе жизни, о жизненно важных двигательных умениях и навыках. Дети имеют представления о своем теле и физических возможностях. У воспитанников развиваются индивидуальные двигательные способности и повышается уровень физической подготовленности. Наблюдается потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями; воспитываются моральные и волевые качества; развивается опыт межличностного общения.

Закончить свое выступление хотелось бы словами Джона Девея: «Если мы сегодня будем учить детей так, как вчера, мы украдем у них завтра».

Публикации по теме:

Приобщение к занятиям физической культурой «Мы здоровы и сильны — ГТО сдаём ведь мы»Приобщение к занятиям физической культурой «Мы здоровы и сильны — ГТО сдаём ведь мы» Сдаём мы нормы ГТО. В целях повышения эффективности использования возможности физической культуры и спорта в укреплении здоровья и воспитания.

«Наши занятия физической культурой». Фотоотчет«Наши занятия физической культурой». Фотоотчет Важная составляющая общего развития ребенка в детском саду – занятие физической культурой. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым,.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Значение совместных занятий физической культурой. Рекомендации для педагогов Организация совместных мероприятий в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является одной из форм взаимодействия с родителями.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре»Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре» Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре: «Музыка на занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении»С.

Консультация и презентация для педагогов «8 сентября — Международный день грамотности»Консультация и презентация для педагогов «8 сентября — Международный день грамотности» История букваря 8 сентября отмечается международный день грамотности, праздник, который в нашей стране почему-то не имеет широкой огласки.

Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой»Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой» По словам Ивана Бунина, человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. А для инструкторов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование функциональной грамотности на занятиях физической культурой»
Опубликовано: 24 апреля 2022 в 19:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Формирование функциональной грамотности на занятиях физической культурой»» (включая файлы) размещена пользователем Ширшова Марина (УИ 493206) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД