Наталья Попова
Консультация и презентация для педагогов «8 сентября — Международный день грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
История букваря
8 сентября отмечается международный день грамотности, праздник, который в нашей стране почему-то не имеет широкой огласки и мало кто его отмечает. Странно это, но не будем размышлять, почему это так, давайте обратимся к интересной истории вопроса. С чего начинается обучение в школе грамотности? Каждый ответит: «С букваря». Да, это первая книга каждого школьника (а ныне и дошкольника). Но вот все ли помнят историю его возникновения и динамического развития со средних веков до наших дней? Давайте освежим эти знания.
Публикация «Консультация и презентация для педагогов „8 сентября — Международный день грамотности“» размещена в разделах
- День грамотности, 8 сентября
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Букварь во все времена не только учил, но и отражал время и социум, в которое был, так сказать, издан. Исторические изыскания, к сожалению, пока не увенчались успехом и нет первых рукописных букварей, найдены лишь берестяные таблички с первыми письменами мальчика Онфима (слайд 2). Первое издание, официально свидетельствующее об истории букваря, появилось лишь в 1574 году, благодаря стараниям Ивана Федорова. Уцелел лишь один экземпляр этого раритета и тот хранится, к сожалению, в библиотеке Гарвадского университета. В этом букваре не было картинок, только тексты и орнаменты с растительной тематикой (слайд 3).
Через два года был напечатан «Букварь языка славенска» Василия Бурцова и именно он стал основной книгой для обучения почти на 100 лет. В нём, кроме алфавита, были даны и правила стихосложения, и первые синтаксические правила (слайд 4).
Первое иллюстрированное издание появилось в 1694, его автором был поэт, переводчик и педагог Карион Истомин, а гравюры к нему выполнил гравёр оружейной палаты Леонтий Бунин. А во вступлении автор осмелился написать, что оное издание должно служить не только для обучения, а ещё и для знакомства с гражданскими обычаями и делами праведными. Очень важно то, что адресовался букварь не только «отрокам, но и отроковицам» (Слайд 5!
Уже в XVIII веке буквари стали печататься отдельно для разных сословий. Все хорошо помнят книгу «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней уже находились разнообразные сведения и по Священному писанию, и по арифметике и др. Издание это примечательно и тем, что впервые напечатано «новоизобретёнными русскими литерами», т. е. гражданским шрифтом, и здесь же впервые мы можем увидеть появление арабских цифр (слайд 6).
В 1720-м году был напечатан ставший самым популярным изданием букварь Феофана Прокоповича – «Первое учение отрокам». Здесь уже предлагались тексты, требующие серьёзного осмысления. Эта книга переиздавалась огромными тиражами (слайд 7).
В 1781 году анонимно вышла «Российская азбука для обучения юношества чтению», но все знали, что написала её сама императрица Екатерина II (слайд 8). А вслед за ним, в 85-м году появился и первый «Российский букварь для обучения юношества чтению». Автор его серб, назначенный директором петербургского Главного народного училища, Ф. И. Янкович де Мириево. Популярностью в силу определённых обстоятельств этот учебник не пользовался – слишком уж сильно призывал к угодничеству (слайд 9).
XIX век – век расцвета эстетики. Почти каждый год выходят красочные азбуки, предназначенные для обучения в дворянско-помещичьих семьях. А для бедноты, для народа появляется «Русский букварь для обучения чтению», изданный на плохой бумаге, без иллюстраций, призывающий к покорности и благонамеренности.
И лишь в 1864 появляется в свет «Родное слово для детей младшего возраста» Константина Дмитриевича Ушинского — первый букварь, в котором учитывались и педагогические принципы. Это самое популярное издания букваря, которое издавалось 147 раз! Что содержит этот букварь, уверена, все хорошо помните по годам обучения – ведь многие тексты из него используются и до сих пор (слайды 10).
А далее, в 1865 году выходит «Самоучитель для начинающих обучаться грамоте» Ивана Александровича Худякова. Но тут же становится запретным в силу призывов на борьбу с монархией и религией. Следующее издание 1874 года Д. Тихомирова, составленное совместно с женой, для совместного обучения письму и чтению в народных школах, стало самым популярным в конце упомянутого века, по нему обучали даже в рекрутских школах.
Уже в 1875 году Л. Н. Толстой создаёт «Новую азбуку», но на основе своей же «Азбуки» 1872 г. Она переиздавалась 30 раз. И некоторые рассказы из неё и сейчас входят в список обязательного детского чтения (слайд 11).
В 1898 году в издании «Русский букварь для обучения письму и чтению русскому и церковнославянскому» В. П. Вахтерова появляются первые прописи и упражнения для самостоятельной работы. Это издание издавалось 130 раз (слайд 12).
В 1918 году в России была введена новая орфография, упрощающая написание, и тут же появляется новое пособие, а вслед за ним появляется и учебник для бойцов Красной армии. В первые годы советской власти выходили учебники для взрослых, т. к. всех надо было обучить грамоте, но вместе с ними появлялись буквари и для детей. В 1926 году появляется букварь и для подростков (слайд 13, а позже раздельные буквари для обучения в городах и сельских местностях.
Следующие пособия вплоть до 1937 года выходят под жесткой цензурой. А в пособии названного года наблюдается возврат к звуковому методу обучения чтению. Представьте себе, что буквари издавались и на оккупированных территориях во время ВОВ, что было особенно трудно. И даже был букварь, изданный в 1943 году в Украине (тогда – НА Украине, где была страница, посвящённая Гитлеру, а в выходных данных учебника значилась улица имени А. Гитлера (слайд 14).
И в том же 1943-м году издался букварь С. П. Редозубова, который издавался до 1952 года (слайд 18). Букварь А. И. Воскресенкой выдержал 20 изданий, последнее было в 1963 году. Я училась именно по этому учебнику. В 1961 году выходит в свет экспериментальный букварь Д. В. Эльконина, а в 1965 под эгидой АПН вышел новый красочный букварь, в авторкой команде которого работали С. Михалков и В. Серов. На следующие 30 лет, начиная с 1971 года, основным стал букварь В. Горецкого, где обучение приняло игровую форму с любимыми и хорошо знакомыми персонажами – Буратино, Незнайкой и Мурзилкой (слайд 15). И даже сейчас, после распада СССР, этот букварь переиздался снова согласно новым ФГОС. В последние годы издано не так уж много новых букварей, и среди них наиболее важный – букварь Бунеевых (слайд тот же – 15). По нему учатся и до сих пор. Он входит в программу Школа 2100 (слайд 20). Но, наряду с ними, выходят и другие издания – издания Л. Е. Журовой, Т. С. Резниченко, но они используются не в школах, а в детских садах.
Такая вот непростая и долгая история главной книги по обучению чтению!