Кузуб Елена
Консультация для педагогов «Физкультминутки и их физиологическое значение для предупреждения и снятия напряжения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №3 МО Кореновский район.
Подготовила воспитатель: Кузуб Елена Анатольевна
Стаж работы: 21 год
2021 год.
Тема: «Физкультминутки и их физиологическое значение для предупреждения и снятия напряжения»
Цель: повысить уровень педагогического мастерства педагогов дошкольного образования по использованию физкультурных минуток, как формы активного отдыха во время малоподвижных занятий с детьми, и как фактор здоровьесбережения детей.
Задачи:
Публикация «Консультация для педагогов „Физкультминутки и их физиологическое значение для предупреждения и снятия напряжения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
1. Напомнить методику проведения физкультминуток в детском саду.
2. Познакомить с многообразием форм проведения физкультминуток
3. Обогатить педагогическую копилку.
Содержание:
1. Введение.
2. Значение физминуток для дошкольников
3. Классификация физминуток.
4. Практический материал.
5. Заключение.
1. Введение
По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка!
Согласно СанПин в середине времени, отведённого на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки". Таким образом, физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.
2. Значение физминуток для дошкольников
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей
3-4 лет появляются через 7-9 минут
5-6 лет - через 10-12 минут
в 7-8 лет - через 12-15 минут!
Утомление может проявляться по-разному:
зевотой,
рассеянным вниманием,
отвлекаемостью,
раздражительностью,
появлением непроизвольных движений,
нарушением осанки и координации движений.
Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.
Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине непосредственной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Но не стоит увлекаться и превышать временной лимит! Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными. Физкультминутки, как кратковременные физические упражнения, традиционно проводятся в процессе занятий, но можно использовать физкультминутки более широко. Варианты физкультминуток могут включаться в свободную деятельность детей, использоваться на прогулках.
Они могут выполнять:
функции
релаксационную
развлекательную
коммуникативную
воспитательную
Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна, это - “минутка” активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!
3. Классификация физминуток.
Физминутка– это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Но усталости чего? Что устало у детей именно сейчас? Какая физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы воспитатели обязательно должны знать прежде, чем предложить физминутку детям.
Различных физминуток бесчисленное множество. Но стоит помнить, что выбор той самой эффективной, подходящей вашим детям именно сейчас физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь с дошкольниками, от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физминутки дети нуждаются больше всего!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
ОФТАЛЬМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.
ОФТАЛЬМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.
Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет.
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать упражнения для рук, ног, туловища, ходьбу, бег, прыжки.
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Зависят от фантазии и творчества педагога. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления.
Что может помочь в этом случае?
Лучшей физминуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика.
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц.
Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.
Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.
В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
4. Практический материал
ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ :
МЯЧИК
Друг веселый, мячик мой, (4 прыжка на носках, руки на пояс.)
Всюду, всюду он со мной. (высоко поднимать колени, хлопать по ним руками)
Раз, два, три, четыре, пять. (наклоны вниз)
Хорошо мячом играть. (ритмичные хлопки в ладоши)
САМОЛЕТ
Руки в стороны — в полет (дети бегут на носках по кругу, расставив
руки в стороны.)
Отправляем самолет. (остановится)
Правое крыло вперед, (отвести правую руку в сторону)
Левое крыло вперед, (отвести левую руку в сторону)
Полетел наш самолет. (поднять руки вверх)
ОФТАЛЬМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ:
«ДЕНЬ-НОЧЬ»
«Ночь» - закрыть глаза, «день» - открыть.
«БАБОЧКА»
«Бабочка порхает крылышками» (ребёнок моргает глазами, «села на цветочек» (жмурится).
«МЯЧИК»
«Мячик прыгает вверх-вниз» (ребенок соответственно водит глазами).
«ДАЛЕКО-БЛИЗКО»
Посмотреть вначале на дальний предмет, затем на тот, что находится вблизи (можно у окна)
"ДОЖДИК"
Дождик, дождик, пуще лей.
(смотрят вверх)
Капай, капай не жалей.
(смотрят вниз)
Только нас не замочи.
(делают круговые движения глазами)
Зря в окошко не стучи!
(моргают)
“ВЕСЁЛАЯ НЕДЕЛЬКА”
Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их вниз, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза вправо, а затем влево, голова неподвижна; (снимает глазноенапряжение).
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глаза; (упражнение для снятия глазного напряжения)
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх;(совершенствует сложные движения глаз)
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ :
Варианты:
1. Выполняются танцы, разученные на музыкальных занятиях, их элементы, части
2. Несложные танцевальные движения выполняются по показу (воспитатель или электронные носители)
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
1. И. п. – ноги вместе, руки вниз
• руки вперёд
• руки вверх
• руки в стороны
• и. п. (3-4р.)
2. И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе
• руки в стороны
• наклон вниз
• руки в стороны
• и. п. (3-4 р.)
3. И. п. – ноги немного расставлены, руки вниз
• присесть, руки вынести вперёд
• и. п. (3 - 4 р.)
4. И. п. – ноги немного расставлены, руки на поясе
Прыжки на двух ногах. (8-10 прыжков)
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ :
«СЕРДИТАЯ-ЛАСКОВАЯ КОШКА»
И. п. – стоя на четвереньках
• Выгнуть спину, как сердитая кошка.
• Прогнуть спину, как ласковая кошка
«ЧАСИКИ»
И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе
• наклон туловища вправо
• наклон туловища влево
Вариант: наклонять не туловище, а голову.
НА ВОДОПОЙ
Жарким днём лесной тропой (дети спокойно идут по кругу друг за другом)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)
За мамой-белкой скакали бельчата, (прыжки подскоки)
За мамой зайчихой – косые зайчата, (прыжки на двух ногах)
Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком – лакают)
ЧАСЫ
Все часы идут вот так. (наклоны головы к плечам, руки внизу)
Тик-так, тик-так.
Смотри скорей, который час. (поворот корпуса вправо-влево, руки
выпрямлять в стороны)
Тик-так, тик-так.
Налево - раз, направо - раз, (наклоны корпуса вправо-влево, руки на поясе)
Тик-так, тик-так.
А ребята могут так: (шагать на месте)
Тик-так, тик-так.
«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Мы бежим с тобой на лыжах, (дети изображают ходьбу на лыжах.)
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках, (бег на коньках.)
Но упали мы. Ох! Ах! (присесть)
А потом снежки лепили, (встать, сжать воображаемый снежок
ладонями)
А потом снежки катили, (катят воображаемый комок)
Очень сильно мы устали (покачать головой, вытереть «пот»)
И домой все побежали. (бегут по кругу)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
ЗАМОК.
Руки сложить в «замОк», переплетая пальцы, ритмично раскачивать «замОк» :
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
Ритмично постукивать друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянуть к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянуть руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, развести их широко в стороны.
Стих нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», дети очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
«ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ»
Инструкция
Вы — тряпичные куклы. Поворачиваете туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклониться вниз.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне
«ВОЗДУШНИЕ ШАРИКИ»
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится будто невесомым. И руки легкие, и ноги стали легкие-легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (Подуть.) Обдувает шарик… ласкает шарик… Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему соседу.
«ВОЛШЕБНЫЙ СОН»
Я знаю, детки наши сегодня устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Вы лежите на мягком, красивом волшебном ковре. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают.
Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляются (2 раза).
Дышится легко. ровно. глубоко.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем.
Потянуться!
5. Заключение
Физминутка помогает сделать процесс усвоения знаний более легким и радостным. Каждый педагог должен помнить, что физминутка должна быть непродолжительная, не должна утомлять детей и просто должна быть!
Физминутка – это весело, интересно и полезно!