МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

наталья кувалдина
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы

Восточная мудрость гласит - «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам»

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Здоровье каждого человека во многом зависит от его образа жизни, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек пренебрегает своим здоровьем, нарушает нормы здорового образа жизни.

Известно, что формирование здоровых привычек начинается с детства и это, прежде всего, проблема воспитательная.

Публикация «Консультация для педагогов „Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании“» размещена в разделах

Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, по словам И. И. Брехмана, состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста», ключевую роль в этом играют дошкольные учреждения как первая ступень непрерывного здоровьесберегающего образования.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В ДОУ здоровьесберегающие технологии используют для достижения следующих целей:

- Формирования здорового образа жизни

- Профилактики заболеваний

- Улучшения психического здоровья

- Улучшения качества образования

Разновидности здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ – это технологии, направленные на профилактику заболеваний и укрепление здоровья детей. К таким технологиям относятся мероприятия, которые способствуют укреплению иммунитета, здоровому питанию, обучению основам гигиены и оказанию первой медицинской помощи.

Здоровьесберегающие технологии по физической культуре в ДОУ – это технологии, связанные с физическим развитием и поддержанием здоровья детей. Эти технологии включают в себя физические упражнения, спортивные мероприятия, игры и занятия физкультурой, которые улучшают функциональные возможности организма детей, развивают координацию и гибкость, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Социально-психологические технологии – это технологии, направленные на развитие коммуникативных и когнитивных способностей, эмоционального интеллекта и умения работать в коллективе. Это могут быть следующие мероприятия: тренинги по развитию социальных навыков, методы психологической коррекции, игры для развития, психологические консультации для детей и их родителей.

Образовательные здоровьесберегающие технологии – это технологии, которые используются для улучшения качества образования и повышения у детей мотивации к обучению. Они включают в себя такие методы, как интерактивное обучение, использование современных информационных технологий в обучении, индивидуальный подход к каждому ребенку и создание благоприятной образовательной среды.

Все здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на четыре группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, т. е. комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д., подвижные и спортивные игры, контрастная дорожка, тренажеры.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин, по мере утомляемости детей. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду используются лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика (бодрящая) – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, бассейн, точечный массаж, спортивные развлечения, праздники, День здоровья, ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра). Наиболее эффективными в детском саду являются следующие здоровьесберегающие технологии:

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном зале.

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Проблемно-игровые игротренинги и игротерапия (тренинг творческой психотехники (ТТП) – система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию.

Проведение точечного самомассажа – в утренние часы. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Проведение утренней гимнастики.

3. Технологии музыкального воздействия (музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия). Технологии музыкального воздействия – используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин со старшего возраста. Занятия используют для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

4. Технологии воздействия цветом – правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

5. Технологии коррекции поведения. Игры с правилами, игры-соревнования. Раскрепощающие психотехнические игры – специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения.

Психотехнические освобождающие игры – направленные на ослабление внутренней агрессии, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности.

Режиссерские игры – где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками.

Народные игры – обаяние игровых персонажей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Нельзя не отметить и еще такой важный фактор здоровьесбережения, как живопись с помощью пальцев. Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, успокаивает и расслабляет, помогает адекватно выразить свое эмоциональное состояние. Прикосновение к краскам, их размазывание по бумаге позволяет более полно включиться в процесс творчества, активизирует внутренние резервы организма.

Работа с глиной также оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться, снимает стресс, помогает приобщить к социальной активности необщительных детей.

Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта: стабилизируется эмоциональное состояние, развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, развивается речь, формируется произвольное внимание, память.

Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата.

Роль семьи в здоровьесбережении в ДОУ заключается в том, чтобы помочь родителям создать условия для ведения детьми здорового образа жизни дома. Они обеспечивают правильную организацию двигательной активности ребёнка, рационально организуют его режим дня, создают дома условия для нормального развития детского организма, требуют соблюдать гигиенические нормы.

Некоторые формы взаимодействия ДОУ и семьи в рамках здоровьесбережения:

Обмен семейным опытом ведения здорового образа жизни (оборудование спортивного уголка дома, создание копилки подвижных игр с участием детей и взрослых членов семьи и т. д.).

Создание семейных клубов по интересам (например, «Красота и здоровье», «Вкус и польза», «Спортивная семья», «Неболейка»).

Распространение передового семейного опыта ведения здорового образа жизни (размещение материалов на сайте ДОУ, создание газет и информационных листков).

Организация совместной деятельности с родителями и детьми в форме праздников, спортивных соревнований, дней здоровья.

Тесное сотрудничество с родителями воспитанников позволяет снизить уровень заболеваемости в дошкольном учреждении, повысить грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, а следовательно, приобщить детей к здоровому образу жизни.

Публикации по теме:

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 09:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»» (включая файлы) размещена пользователем наталья кувалдина (УИ 240020) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД