Светлана Голдырева
Консультация для педагогов ДОУ «Тренируем память детей по методике «Эйдетика»
▼ Скачать + Заказать документы
Эйдетика – это специальная методика, которая поможет малышу с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память.
Замечали ли вы, что просмотренный с интересом фильм или мультик малыш пересказывает взахлеб, подробно цитирует наизусть сложные фразы, а коротенький стишок к утреннику в детском саду не может запомнить уже несколько дней. И уже через пару недель этот стих ребенок забывает, а события того может помнить в деталях. Почему? Потому что маленькие детки воспринимают мир образами. Их правое полушарие мозга, которое отвечает за интуицию и воображение, развито сильнее (до 7 лет). Левое полушарие, отвечающее за обработку речевой информации, логику, созреет только к 12-13 годам.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Тренируем память детей по методике „Эйдетика“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие памяти. Консультации
- Эйдетика. Эйдетические игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Чем же может помочь эйдетика? Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана. На этом же принципе построен метод эйдетики : образ, доступный воображению + положительные эмоции. В результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколенка. Только в первые пять лет он запоминает массу самых необходимых для жизни вещей, и при этом ни капельки себя не утруждает! А все потому, что малышу необычайно интересно все, что происходит вокруг. Играя, он подключает зрение, слух, обоняние, движение и все те же положительные эмоции. Этот «набор инструментов» для запоминания способствует правильному запоминанию надолго. Это похоже на езду на велосипеде: стоит запомнить самые важные движения, и они «всплывут», даже если не пользоваться двухколесным «конем» долгое время. Давайте представлять и запоминать!
Знаем буквы в лицо!
Именно так, оживляя жителей страны Алфавит, лучше всего осваивать буквы! Вы можете вместе с малышом придумать биографию буквы, нарисовать ее портрет (а может быть, даже шарж). Так, буква А вполне может представиться малышу худеньким вратарем футбольной команды. Вот эта забавная буква встала на воротах, расставив тонкие ножки и скрестив перед собой ручки. Конечно, она не пропустит ни одного мяча! Буква Б может превратиться в воображении малыша в толстенького господина в плоской панаме. Он то и дело поглаживает свой кругленький животик и напевает «бу-бу-бу». Буква В напомнит дошколенку ароматную булочку-плетенку с яблочной начинкой — вот так вкусная буква! Буква Г — настоящая гимнастка. Вот она встала вниз головой, согнула ножки и рассматривает свой согнутый носочек. А дальше? Ну, а дальше маме пусть помогает ее фантазия! Хорошо, если вы сможете и малыша подключить к сказочному придумыванию образов. Тогда все буквы алфавита он запомнит легко, быстро и навсегда. Самое главное, чтобы малыш живо представил себе каждую буковку, зафиксировал ее в своем воображении, почувствовал ее настроение, характер. Здорово, если у придуманной жительницы страны Азбуки будет свой цвет, неповторимый запах, а может, и звук? А как лучше запоминать написание букв, жительниц Азбуки? Эйдетика поделится своими секретами. Пусть ваш малыш попробует пальчиком нарисовать каждую из букв на приятной для него на ощупь поверхности. Можно взять кусочек мягкой шерсти, которая «мурлычет», или лоскуток прохладного шелка, или теплый на мех. После столь приятного упражнения ваш малыш непременно напишет букву или цифру правильно – уже ручкой или карандашом.
Цифровой «аппетит»
Никто из родителей не будет отрицать, что ребенку нужно знать номер своего дома, квартиры, свой домашний телефон (а желательно и мамин мобильный номер запомнить). Но как же «вместить» все эти, пусть и необходимые, но такие объемные цифры в детскую головку? Часто после многочисленных повторений ребенок все же не может правильно вспомнить все домашние данные. А что, если эту информацию «разукрасить» в сознании малыша. Тогда ваш карапуз живо и без запинки – и к вашему удивлению - вспомнит и адрес, и телефон. Согласно правилам эйдетики, играя с цифрами, каждую из них нужно превратить в образ и оживить его. Лучше всего использовать те образы, которые каждая цифра напоминает вашему ребенку. Спросите его об этом или предложите свои варианты ассоциаций. Первой будет «единица». Допустим, это сказочный мальчик Буратино. У него длинный и любопытный носик и забавная полосатая шапочка. Цифра «два» с успехом поплывет по клеточному морю белоснежным пушистым лебедем. Вы можете сказать, что и змея похожа на двойку? Да, возможно, однако нам требуются исключительно положительные образы! А теперь посмотрите, допустим, ваш номер телефона содержит цифру 12. Попросим кроху представить, что Буратино с помощью гребешка расчесывает перышки у лебедя. Цифру 21 представим, напротив, как лебедя, у которого на крыльях есть шашечки. Поэтому он (совсем как такси) везет Буратино на прогулку. Теперь «тройка». Эта цифра может вдруг превратиться в великолепного двугорбого верблюда, короля пустыни! Вы представили? А если представить огромного лебедя, везущего на себе маленького верблюда, который плюется (такой невоспитанный). И лебедь делает ему замечание. В итоге получится цифра 23. А вот тридцать два — это совсем другая история. Верблюд (корабль пустыни) идет по пескам, а лебедь сидит на нем верхом и покрикивает: «Налево! Направо!» После «тройки» оживим следующую цифру, «четверку»! Она очень похожа на стульчик, который перевернули вверх ногами. Вообразим, что верблюд уселся на стульчик, сложив ноги по-турецки, и получилось число 34. Верблюд спит под стульчиком, смешно похрапывая, — 43. Дорисуем «пятерке» вторую половинку — получим в итоге спелое яблочко с листочком. Дальше представим себе цифру 45. Вообразим, что на стульчике растут красные спелые яблоки, прыгающие в корзину. Ну, а если разрезать такое яблочко, а внутри него прыгают вместо косточек маленькие стульчики — получается число 54. По этим правилам попробуйте с малышом представить все цифры от 1 до 10. Когда подойдет к концу эта импровизация, еще раз зафиксируйте цифры, используя только воображение. Спросите кроху, какую же цифру он вспоминает, когда он представляет себе верблюда или Буратино, лебедя или яблоко, стульчик и т. д. Скорее всего, ваш малыш ответит точно с первого раза. Ну, а если маленький дебютант где-то и споткнется, то со второго раза у него все получится без единой ошибочки! Вам нужно запомнить номер телефона? Тогда двузначные цифры постарайтесь вплести в смешную историю. Например, 112-34-54 запоминаем так. Буратино с братиком-близнецом отправились кататься на лебеде. Вдруг к ним подплывает верблюд верхом па стуле, из ножки которого дым валит. Ну, а на горизонте показалась огромная половинка яблока, внутри которого вместо косточек висят детские стульчики. Такой мини-мультфильм непременно засядет в памяти малыша, так что номер телефона он уж точно не забудет!
Стихи, скороговорки, да и просто адрес малышу быстро запомнить удается не всегда. Давайте еще раз воспользуемся нашим всесильным воображением. Попробуем с первого прочтения запомнить (вместе с малышом) 10 слов: шкаф, конь, шляпа, люк, облако, гнездо, футболист, чайник, карандаши, крылья. Не получается? Тогда прочтите все эти слова своему малышу. Но при этом снова сочините для него смешную историю. Да - да, снова, мультфильм. И не просите его запоминать, а просто все представить.
1. Шкаф — лучше представить хорошо знакомый шкафчик из детской комнаты.
2. Облако —вот шкафчик раскрылся, а из него выплыло белое облачко.
3. Гнездо — на том облаке лежало большое гнездо аиста.
4. Конь — в этом гнезде уютно лежат – отдыхал розовый конь.
5. Шляпа — конь, конечно же, любит примерять шляпы; синяя ему понравилась, и он оставил ее на голове.
6. Люк — и вдруг в этой шляпе открылся люк.
7. Футболист — из люка выпрыгнул футболист.
8. Чайник — он играет в футбол большим красным чайником.
9. Крылья —ну, а у чайника выросли крылья, как у быстрого самолета.
10. Карандаши — чайник с крыльями зачем-то начал поливать водой карандаши; наверное, он хотел, чтобы они подросли.
И вновь попросите детку воспроизвести слова. Малыш наверняка назовет все десять. Но даже если он ошибется, помогите ему – как голос «за кадром» из мультика. Кстати, так же можно учить скороговорки и стихи, просто зарисовывая в своем воображении строчки в нужной последовательности.
Помогает Цицерон
Великий римлянин когда-то размещал в своем доме в разных комнатах тезисы для своих публичных выступлений. Наверное, оттуда и пошло крылатое выражение: «Дома и стены помогают». Попробуем и мы с вами разместить, к примеру, нужные цифры (тот же номер дома (например, 3, номер квартиры (14) и номер маминого рабочего телефона (17-92-35) в разных комнатах своей собственной квартиры! Это расположение должно быть воображаемым и сказочным! Берем (воображаемое) ведерко с ярко-синей краской и на дверях своей комнаты рисуем крупную «тройку» — очень красиво получилось! Затем сменим краску на красную, широкой кисточкой на стене рядом нарисуем число 14. Представили себе? А новое число 17 большим ржавым гвоздем нацарапаем на соседней стене. Потом нежно-розовой краской на синем полу изобразим число 92 („девятка" вышла красиво, а вот «двойка» немного криво). Ну, а теперь давайте возьмем воображаемую трехцветную пасту «Аквафреш». Мы нарисуем этой пастой на окне число 35. Здорово получилось? Попросите теперь малыша мысленно пройтись по нарисованному маршруту и назвать вам цифры, которые «разместились» в квартире. И дело сделано! Нужные данные легко и непринужденно нашли место в памяти вашего смышленого отпрыска. И не забудьте похвалить его за эти умопомрачительные «запоминательные» успехи!
Ура, ассоциации!
Этот забавный и увлекательный способ тоже отлично помогает запомнить слова, предложения, скороговорки и даже освоить азы любого иностранного языка! При этом не нужно (и даже вредно) проговаривать слова. Ведь мысль гораздо быстрее нашей речи. Достаточно попросить вашего кроху просто представить слово в виде какой-нибудь забавной картинки. Попробуем для примера запомнить несколько английских слов.
Ship — корабль. Корабль с такими ШИПами очень сильно колется.
Shoe — ботинок, туфли. Туфли громко шумели.
Shore — берег. Весь берег был просто усыпан шортами.
Cock — петух. Петух у нас работает поваром (кок) на корабле.
Spoon — ложка. Тот, кто любит спать, смог уснуть и в ложке.
Carrot — морковь. Крот с прекрасным аппетитом грызет свежую морковку.