Ольга Щеглова
Консультация для педагогов ДОУ «Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления, она не является врождённой способностью человека и формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Однако, как показывает практика большое количество детей, поступают в школу с нарушениями речи, что в дальнейшем может вызвать проблемы с письменной речью и общей неуспеваемостью.
Формирование правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, ребёнок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владением правильным звукопроизношением.
Неправильное звукопроизношение, является одним из самых частых проявлений речевой патологии; дефекты звукопроизношения встречаются почти при любом нарушении речи.
Несформированность звукопроизношения у детей крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
-отсутствием звука, то есть его пропуском в слове (рак - [ак], клоун - [коун] и т. п.);
-заменой одного звука другим звуком, но тоже имеющимся в фонетической системе русского языка (рак - [лак], зубы - [з’убы (зюбы)], шапка - [сапка] или [с’апка (сяпка)] и т. п.)
-искажением звука, то есть вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка (межзубные, губно-зубные свистящие; горловое [р], боковые шипящие и т. д.).
Любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Поэтому для формирования правильного звукопроизношения воспитателям и родителям необходимо проводить работу с детьми в комплексе сразу по нескольким направлениям:
* Организация правильной речевой среды.
* Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.
* Развитие речевого дыхания.
* Развитие артикуляционной моторики
Предложенный ниже материал подобран и таким образом, что может использоваться не только воспитателями, но и при небольшой корректировке помещаться практически в готовом виде в консультативных материалах для родителей детей соответствующих возрастов. Только при этом необходимо учесть, что при использовании его в группах старшего возраста, надо проверить уровень сформированности умений и навыков детей по этим направлениям. И начинать с закладывания или закрепления фундамента, то есть с использования материала, рекомендованного для более младшего возраста.
Организация правильной речевой среды.
Поскольку речь ребенка формируется только в процессе общения с окружающими его людьми, то большая роль в ее правильном формировании принадлежит воспитателям и родителям. Поэтому очень важным является создание правильной и полноценной речевой среды не только в дошкольном учреждении, но и дома.
Говорить с ребенком следует не спеша, четко произнося звуки и слова, вот почему для ребенка особенно раннего возраста вредно слушать постоянно включенные радиоприемник и телевизор. Нельзя подделываться под детскую речь, с умилением повторяя за ребенком неправильно произносимые им слова, злоупотреблять уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. п., так как это будет тормозить речевое развитие ребенка.
Большое влияние на речевое развитие детей оказывает чтение художественной литературы с обязательным объяснением всех непонятных слов и фраз. Новые слова, которые ребенок услышит в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь. Для совершенствования звукопроизношения полезно заучивание различных загадок, стихов, скороговорок и т. п. При заучивании пословиц, поговорок необходимо объяснять их значение, а в дальнейшем следить, чтобы ребенок правильно использовал их в своей речи.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.
Овладение звуковой стороной речи в первую очередь зависит от сформированности слухового внимания и речевого слуха.
*Слуховое внимание - способность различать на слух звучание разных предметов, определять место и направление звука. Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, обращать внимание на все ее стороны: громкость, скорость, интонацию, правильность.
*Речевой слух-это способность человека точно воспринимать все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух - необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи, ритмический слух.
Недоразвитие речевого слуха может быть причиной несвоевременного усвоения звуковой стороны речи: неправильного или нечеткого произнесения звуков, слов, неточного использования речевой интонации, отклонений в темпе и громкости речевого высказывания.
*Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, способный осуществлять узнавание и различение звуков речи (фонем, благодаря чему осуществляется различение слов, в том числе и близких по звучанию: рак-лак-мак, мышка – мишка, угол-уголь и т. п.
*Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по различению звуков (фонем) и установлению звуковой структуры слова (по значению близко к фонематическому слуху). Недоразвитие фонематического слуха и восприятия ведет к нарушениям звукопроизношения, задержке формирования навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, что в свою очередь ведет к нарушениям чтения и письма в школе
Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет.
Очень важно учить ребенка прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).
1. Игры на узнавание и различение звуков окружающего мира и специально производимых взрослыми. Сначала проводятся игры на узнавание неречевых звуков. Это игры типа «Кто услышит больше звуков? Что звучало?» и т. п. Затем игры на различение звуков. Сначала используют предметы, сильно отличающиеся по звучанию. Например, стук карандаша и шуршание бумаги, звук игрушки-пищалки и погремушки, потом не так резко отличающихся друг от друга, но чтобы ребенок этого возраста смог их отличить (две разные игрушки-пищалки, две погремушки с разным звучанием, две коробочки, например, с гречкой и горохом). Сначала ребенку дают послушать, какой «голос» у каждого из двух предметов; затем просят отвернуться или закрыть глазки и воспроизводят звук одним из этих предметов. Потом просят ребенка отгадать, какой предмет или игрушка звучала. Для полноценного формирования слухового внимания и слухового восприятия узнавание или различение звуков очень важно производить только на слух, исключая зрение.
2. Игры на различение звуков по силе (громко - тихо). Это игры типа, «Какие часы тикают?», «Какой зайка стучал?» и т. д. Взрослый предлагает ребенку послушать, как тикают большие часы, громко произнося: «Тик-так», а затем как тикают маленькие, тихо произнося: «Тик-так». Затем произносят «тик-так» то громко, то тихо и предлагают ребенку угадать, какие часы тикали? По такому же принципу проводятся игры типа, «Какой зайчик стучал? Какая кукла плакала?» и т. п.
3. Игры на определение направления звука. Это игры типа «Угадай, где стучит (звенит?». Например, мобильный телефон, на который производится звонок с другого телефона (заведенный будильник и т. д.) прячется в разных легкодоступных местах. Ребенок отгадывает, откуда исходит звук.
4. Игры на узнавание знакомых людей по голосу, животных и птиц по звукоподражаниям. Это игры типа «Кто позвал?», «Кто в гости пришел?». Сначала ребенка знакомят со звукоподражаниями различным животным и птицам (му-му – мычит корова, кваква-ква – квакает лягушка, ко-ко-ко – кудахчет курочка и т. д.). Затем ребенка просят отвернуться или закрыть глазки и воспроизводят звукоподражание одного из этих животных или птиц. Потом просят ребенка отгадать, кто их позвал? (к ним в гости пришел). Очень полезно знакомить детей и с настоящими голосами животных и птиц, а потом проводить игры на их различение.
Игры по развитию фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа у детей от 4 лет и старше.
Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Звуковой анализ слов представляет значительные трудности для большинства детей. Поскольку слово представляет собой определенную пространственно-временную последовательность звуков, то затруднения неизбежны, если на предыдущих возрастных ступенях, дети не усвоили понятие «ряд». То есть, если они не усвоили понятия: справа, слева, перед, за; между, в середине; первый, в начале; последний, в конце. А это знания, на которые необходимо опираться при формировании навыков звукового анализа и синтеза. Поэтому до начала работы над звуковым анализом необходимо проверить, всеми ли детьми усвоено понятие «ряда». С теми, кто не усвоил необходимо проводить специальные игры и упражнения в построении и анализе различных предметных рядов (герои сказки «Репка», построение детей, предметов, игрушек с различными изменениями ряда, то есть повторять игры, которые проводились с детьми до 4 лет. Также необходимо с детьми данного возраста продолжать повторять игры и на развитие фонематического восприятия, которые проводились в предыдущем возрасте, только при этом еще и усложняя задания. Например, при играх на различение изолированных звуков включать игры и упражнения на различение звуков не только по глухости-звонкости, но и по твердости- мягкости.
1. Игры на знакомство с понятием «звук», «слово». Звуки мы слышим ушами. Люди умеют произносить много разных звуков, например: [А__, И__, У__, М__, С__, К, Т] и так 6 далее. Из звуков получаются слова. Слова бывают длинные – в них много разных звуков и короткие – в них мало звуков. Например, заблудившись в лесу, люди кричат: «Ау»! Это короткое слово, в нем мало звуков (выяснить, что в этом слове всего 2 звука и установить, какой звук первый, какой второй). Слово же «витамины» - длинное слово, в нем много звуков. Слово «кот» - короткое слово, в нем мало звуков. А теперь скажите, какое слово длиннее: «дом» или «апельсин»? В каком слове – «апельсин» или «дом» больше звуков? Просить детей придумать слова, в которых много звуков (длинные слова, мало звуков (короткие слова). И так далее.
2. Игры на различение изолированных речевых звуков. Это игры типа «Поймай звук» (для тех детей, кто не усвоил это ранее).
3. Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости-глухости (для тех, кто не усвоил ранее).
4. Игры на различение изолированных согласных звуков по твердости (сердитые звуки) – мягкости (ласковые звуки, например:
МММ - мычит корова --- МЬ (М’М’) - мычит теленок.
ННН - ноет мальчик --- Н’Н’Н’ - ноет маленькая Нина.
ВВВ - воет злая, сердитая вьюга --- В’В’В’ - ласково поет маленький ветерок.
Аналоги природных звуков можно предлагать и другие, лишь бы они напоминали нужный речевой звук.
- Продолжать проводить игры на повторение серий слогов с общими гласными, но разными согласными звуками, различающимися не только по звонкости – глухости, но и по твердости – мягкости (ма-мя-ма, ма-ма-мя, мя-мя-ма и т. д.)
- Продолжать игры, направленные на умение слышать и различать звуки в словах. Ребенку предлагается хлопнуть, топнуть, поднять руку и так далее, если он услышит в слове нужный (который вы договорились «ловить») звук.
Развитие речевого дыхания.
Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений.
Для формирования правильного речевого выдоха уже с детьми раннего возраста необходимо проводить подготовительную работу — учить их производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточно сильный выдох. Полезно ежедневно выполнять с детьми различные дыхательные упражнения и игры, которые можно подобрать из предложенных ниже, в зависимости от уровня и качества развития их речевого дыхания. Время выполнения этих упражнений от 3 до 6 минут, в зависимости от возраста
Игры на формирование сильного целенаправленного выдоха:
- дутье на тонкие бумажные полоски, ватку, легкие шарики, бумажные и картонные фигурки, плавающие в тазике фигурки и т. п. Цель: как можно дольше удержать полоску (ватку и т. д.) в отклоненном состоянии, а плавающую фигурку отогнать к противоположному концу тазика;
- игра на детских духовых музыкальных инструментах;
- пускание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков;
- дутье вверх, не давая упасть воздушному шарику, кусочку ваты и т. п. ;
- игры типа «Загнать мяч в ворота» - вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик – «мячик», загоняя его в «ворота», например, между двумя кубиками. Следить, чтобы шарик загонялся на одном выдохе и щеки не надувались;
- игры типа «Кто дальше загонит мяч?» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Следить, чтобы щеки не надувались, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук [Ф], а не [Х], то есть воздушная струя была узкая и сильная, а не рассеянная. В противном случае очень велика вероятность возникновения у детей вместо нормального [Р] его искаженного варианта – горлового.
Игры на развитие речевого выдоха:
- слитное произнесение на одном выдохе сначала одного, а потом нескольких гласных звуков [а, уа, ау, иа] и т. п. Нужно учить детей произносить эти звукосочетания на одном выдохе, плавно переходя от произнесения одного звука к другому.
- произнесение на одном выдохе различных звукоподражаний;
Развитие артикуляционного аппарата.
Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится недоразвитие артикуляционной моторики. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата
Примерные комплексы основных профилактических артикуляционных игр-упражнений для разных возрастных групп.
Для детей от 2 до 3 лет:
1. «Окошко» - широко открыть рот (открыли окно, закрыть рот (закрыли окно).
2. «Заборчик (Улыбочка)» - улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы. Затем «Дудочка» - с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты, чтобы играть на 9 дудочке или «Слоник пьет» - с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты, как хоботок слона и «набирать водичку», слегка причмокивая. «Заборчик» и «Дудочку» чередовать. Повторять это чередование 5 - 6 раз.
3. «Месим тесто» - улыбнуться, высунуть язык и пошлепать его губами: «пя-пя-пя-пя…», затем слегка покусать кончик языка зубами. Повторять 5 - 6 раз.
4. «Часики» - улыбнуться, приоткрыть рот и кончик языка, как часовую стрелку переводить из одного уголка рта в другой.
5. «Загнать мяч в ворота».
Для детей от 3 до 4 лет:
1. «Заборчик (Улыбочка)» - «Дудочка». Когда это чередование будет выполняться легко и свободно, «Дудочку» заменить «Трубочкой» - зубы сомкнуты, губы округлены и слегка выдвинуты вперед, как при произнесении [О]. Следить, чтобы при этом были видны верхние и нижние зубы. Повторять это чередование 5–7 раз.
2. «Лопата» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-7. Или «Месим тесто» если «Лопата» еще не получается.
3. «Часики». «Лопату» и «Часики» чередовать. Повторять это чередование 5–7 раз. Постепенно пробовать заменить «Часики» «Иголочкой» - узкий, напряженный язык высунут вперед. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-6. Когда «Иголочка» будет получаться, чередовать «Лопату» и «Иголочку». Повторять 5 – 7 раз.
4. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу движением сверху вниз и спрятать язык в глубь рта. Повторять 5 – 7 раз. Постепенно пробовать заменить его «Чашечкой» - улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки.
5. «Кто дальше загонит мяч?»
Для детей с 4 лет:
1. «Заборчик (Улыбочка)» - «Трубочка». Повторять это чередование 7–10 раз.
2. «Блинчик (Лопата)»- «Иголочка» - «Чашечка». Каждую позу удерживать на счет от 1 до 7-10. Повторять это чередование 5-7 раз.
3. «Качели» - улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поместить за верхние зубы. Удерживать эту позу на счет от 1 до 5-10. Затем широкий кончик языка поместить за нижние зубы и тоже удерживать в этой позе на счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, и все время были видны и верхние и нижние зубы. Повторять 5-10 раз.
4. «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка постучать за верхними зубами: «Д-Д-Д». Сначала медленно, чтобы отработать правильность позы и движения, затем темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, чтобы звук [Д] был четким, а не хлюпающим.
5. «Ракета
Выполнение этих комплексов уже через 2 - 3 месяца дает видимый результат, приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Таким образом, своевременное оказание помощи детям по перечисленным выше направлениям имеет не только большое профилактическое значение, способствуя уменьшению количества детей с нарушениями речи, но и коррекционное, так как позволит ускорить процесс коррекции речи у детей с ее выраженными нарушениями.