лейсан суюндукова
Консультация для педагогов ДОУ «Использование русских народных игр в приобщении дошкольников к народным традициям»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование русских народных игр
в приобщении дошкольников к народным традициям.
Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Использование русских народных игр в приобщении дошкольников к народным традициям“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Первоначально игра была не только развлечением на досуге, а и способом организации жизни человека (семейной, общественной, хозяйственной). Игра наставляла, учила, развивала многие способности человека: наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, гибкость, умение общаться в различных ситуациях.
Русские народные игры для детей приобщают к культуре русского народа, формируют принадлежность к нему, развивают патриотические чувства.
Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в образовательной, театральной и досуговой деятельности с детьми.
Многие народные игры связаны с календарными праздниками. Они воспроизводят, взрослую жизнь: жатву, посев, охоту. В этих играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом, учится ценить и уважать его.
Сегодня мы приведём примеры весенних масленичных игр.
Идёт матушка-Весна
Дети стоят парами друг за другом, образуя воротца.
Ведущий в венке проходит сквозь ворота из конца к началу под песню:
«Идёт матушка-Весна,
Отворяй ворота!
Первым март пришёл-
Белый снег сошёл.
А за ним пришёл апрель-
Отворяй окно и дверь!
А когда придёт май-
Солнце в терем приглашай!»
Ведущий кладёт венок на землю и снова проходит в ворота от начала, разбивая одну из пар.
Дети из разбитой пары бегут наперегонки к венку. Прибежавший первым одевает венок и становится ведущим. Оставшиеся двое детей образуют пару и становятся первыми.
Игра повторяется с новым ведущим.
Блинок.
Дети стоят двумя шеренгами друг против друга у боковых стен. Ведущий-Блинок стоит в центре в начале шеренг. Дети поют с движениями по тексту:
«какой он кругленький! (круг руками)
Какой румяненький! (гладят щёчки)
Какой он сладенький!» (поглаживают живот)
Говорком: «Режь да ешь!»
Крайние в шеренгах дети бегут наперегонки к Блинку. Прибежавший первым уводит Блинок в свою шеренгу. Оставшийся ребёнок становится Блинком.
Выигрывает та шеренга детей, в которой на конец игры останется больше игроков.
Масленица.
Дети идут хороводом, а ведущий-Масленица с платком в руках движется в противоположную сторону под пение:
«А я Масленица,
Я не падчерица,
Я по кругу хожу,
К вам сейчас подойду.
На плече платок лежит.
Кто быстрее побежит»
Масленица останавливается и взмахом платка разбивает двух рядом стоящих детей. Дети бегут в разные стороны вокруг хоровода наперегонки. Кто быстрее возьмёт платок – становится Масленицей.
Игра повторяется снова.
Дударь (комар)
Дети идут по кругу. Ведущий-Дударь – внутри круга в противоположную сторону. Поют:
«Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище!
Его во колоду,
Его во сырую,
Его во гнилую!»
Дети останавливаются и спрашивают:
«Дударь-дударь! Что болит?»
Дударь отвечает и показывает:
«Голова (нос, спина и т. д.) болит!»
Дети идут по кругу, передразнивая Дударя, и поют снова.
Игра повторяется 2-3 раза до той поры, пока дударь не скажет:
«Ничего не болит!»
Тогда дети разбегаются, а Дударь их ловит.
Пойманный ребенок становится Дударем.
Ой, ручки мои (коммуникативная игра-танец)
Дети стоят парами по кругу. Поют, выполняя движения по тексту:
«Ой, ручки (локти, ушки, щёчки) мои, веселушечки!
Пойду плясать, переплясывать, (кружатся)
Моего дружка переглядывать!» (девочки переходят к следующему по кругу мальчику).
«Утренник без стресса»
Подготовка и проведение детского утренника дело сложное как для музыкального руководителя, так и для воспитателя. Воспитатель должен готовиться к утреннику точно также, как и дети – только тогда он сможет почувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на утреннике. А этих сложностей много. Только на себе можно понять все тонкости и сложности перестроений в танце, интонирования при пении, исполнения партий в оркестре.
Утренник – не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного взрослого помощника и наставника недопустимо!
Очертим круг задач, стоящих на утреннике перед каждым ребенком.
1. Музыкально – исполнительские : слушать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, вовремя парестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении, ритмично играть на музыкальных инструментах и др.
2. Сценически - организационные: как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить и др.
3. Речевые: как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и др.
4. Коммуникативные: что делать, если заняли твой стул, что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как быть внимательным, вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.
5. Личностно – оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движения, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео – ужас!
Задачи воспитателя при проведении утренника.
Музыкально – исполнительские : знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение, танцах (перестроения, оркестре (неточный ритм у некоторых детей; использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть в оркестре).
Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу и уборку атрибутов; распределение обязанностей ведущего и помощника ведущего.
Эмоционально – речевые: создать эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются в повелительной форме глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте», вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») – это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.
Коммуникативные: обращение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок.
Проведение утренника – стресс еще и для взрослого, который не обладает навыками выступления перед зрителями. Наша задача – избежать стресса.
Методика подготовки воспитателя к проведению утренника
включает в себя 3 этапа.
1 этап: «воспитатель как ребенок» (первые 4-5 недель подготовки к утреннику) Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения, перестроения в танцах, правила игр. Цель – понять изнутри музыкально - исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.
2 этап: «воспитатель как ведущий» (6-7 неделя) Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит перестроениями, то есть готовит себя и детей к проведению утренника. Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы
3 этап: «воспитатель как актер» (неделю до утренника) Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель – работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо вслух проговорить свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции - указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить подсказки в зале.
Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда утренник пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и,конечно же, для музыкального руководителя.
Утренник – это итог работы всех специалистов, работающих с детьми данной группы.
Консультация для воспитателей
«Как организовать театрализованную среду»
Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности». В нем подчеркивается, что педагог обязан :
• создавать условия для развития творческой активности детей в
театрализованной деятельности (поощрять исполнительское
творчество, развивать способность свободно и раскрепощено
держаться при выступлении, побуждать к импровизации
средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);
* приобщать детей к театральной культуре (знакомить с
устройством театра, театральными жанрами, с разными видами
кукольных театров);
* обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами
деятельности в едином педагогическом процессе.
Для этого необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы. Почему, прежде всего организация, а не содержание? Только разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать основные направления, форму и методы работы по данному вопросу. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., в итоге - целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Театрализованная деятельность детей может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изодеятельности и т. д., а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей (это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку, причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному - в зависимости от содержания занятий.
В соответствии со склонностями и интересам детей в вечернее время могут быть организованы занятия разнообразных студий по театрализованной деятельности («Кукольный театр - малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т. д., которые проводит воспитатель или специалист. Полезно, когда результаты работы студий
(по ручному труду, изодеятельности, музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности) в итоге объединяются в единый «продукт» - концерт, спектакль или праздник; в таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.
В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно: совместная творческая деятельность детей и взрослых, позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни в ДОУ, которому присуще все регламентировать, искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности их общения друг с другом и взрослыми. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми.
Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.
Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно, так же, как взрослый естественно задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности. Кроме того, в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом предметно - пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основной самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно - пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
* Индивидуальные социально - психологические особенности
ребенка;
* Особенности его эмоционально - личностного развития;
* Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и
потребности;
* Любознательность, исследовательский интерес и творческие
способности;
• Возрастные и поло - ролевые особенности.
Социально - психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть
один и «порепетировать» какую - либо роль перед зеркалом или
ещё раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.
Учет индивидуальных особенностей эмоционально - личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности - специальных мест, в которых каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой - либо костюм и т. д., которое он может использовать в театрализованной деятельности.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно -пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разного вида кукольные театры и ширма для его показа, детские рисунки и т. д.
Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.
Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям - в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения.
Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальные и театральные залы, гримерная, комната сказок и т. п., в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей, студийная работа и разнообразие праздники и развлечение. В «Школе развития» В. А. Сухомлинского была оборудована специальная комната сказки: «Каждая картина, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в комнате сказки играло очень большую роль».
Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки - животные для театрализации знакомых сказок.
В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т. д.
В целях учета поло - ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно - пространственной среды:
* Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной
деятельностью детей;
* Организация зон приватности;
* Предоставление права и свободы выбора;
* Создание условий для моделирования, поиска и
экспериментирования;
* Полифункциональность использования помещений и
оборудования;
* Возрастая и поло - ролевая адресованность оборудования и
материалов.
Консультация для воспитателей
«Роль театральной деятельности в развитии речи детей»
Театр - одно из любимейших зрелищ дошкольников. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Ребята видят знакомые и близкие им игрушки: зайку, мишку, собачку, бабочку, деда и других героев, которые оживают, двигаются, разговаривают. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в особый сказочный мир.
Цель театра не только в развлечении, но и помочь ребёнку раскрыть в себе человеческую сущность, свою принадлежность к роду человеческому и
одновременно с этим, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость.
Условность кукольного спектакля близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы героев, выполняют их поручения, дают советы. Театр доставляет детям большую радость.
Сюжеты театральных представлений берутся для дошкольников не только сказочные, но из окружающей жизни, природного мира такого понятного, доступного ребёнку с самого раннего возраста. Содержание обогащает малышей реальными значениями о жизни знакомых персонажей, знакомит с новыми. Театр имеет большое значение для развития речи детей. Поэтому во время спектакля могут выделять отдельные моменты спектакля, подчёркивая какие-нибудь слова и фразы, сделать добавочную паузу, замедлить или ускорить подачу текста, попросить детей то или иное слово.
Любой спектакль расширяет кругозор и надолго остаётся в памяти у детей. Дети делятся своими впечатлениями с товарищами, рассказывают родителям о театре. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи, умению выражать свои чувства. В театрализованной деятельности дети, которые закомплексованы, плохо развита речь, стесняются, выбирают сами себе героев, а за ширмой преодолевают себя. Благодаря театрализованной деятельности происходит у детей всех возрастов правильное закрепление произношения всех звуков, как гласных, так и согласных, совершенствуется отчётливое произношение слов и словосочетаний. В театре дети учатся видеть качество своей работы, передают голосом различные состояния: страх, жадность, удивление, ласку, идёт поиск средств выразительности интонации, мимики, жестов.
Начинать заниматься театрализованной деятельностью со второй младшей группы, усложняя и усовершенствовав речь героев и расширяя виды театров. Театр играет огромную роль в развитии выразительности и естественности речи детей.
Благодаря театру у детей развивается память, мышление, внимание, активизируется словарь. Речь становится более насыщенной и обогащенной прилагательными, наречиями, совершенствуется монологическая и диалогическая речь. Дети благодаря театру легко пользуются прямой и косвенной речью.
Театр не только прививает любовь к прекрасному, искусству, развивает речь, кругозор детей, но и способствует доброжелательному отношению к окружающей среде, учит правилам поведения и, наконец, раскрывает их индивидуальные способности, сближает детей.