Наталья Шабалина
Консультация для педагогов ДОУ «Игры со звуками для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры со звуками для дошкольников
«Нам, взрослым, кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в
фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле не так –
фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки.» (Т. Э. Тютюнникова)
В своей практике я, как музыкальный руководитель широко использую игру на детских музыкальных инструментах, как часть музыкального занятия. Я делаю аранжировки для детского оркестра на основе классической, народной музыки, использую шумовые инструменты и в детских песенках.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Игры со звуками для дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
На начальном этапе обучения игры на музыкальных инструментах мы стараемся выделить сильную долю в такте, потом простукиваем несложный ритм, и даже пытаемся подобрать простейшую мелодию на металлофоне. В подготовительной группе мы придумываем ритмические песенки и записываем несложный ритм с помощью больших (длинные нотки) и маленьких (короткие нотки) предметов. Например, два больших гриба и два маленьких – два длинных звука и два коротких. Такие несложные задачки ребята решают с легкостью.
Ребята получают огромное удовольствие от игры на музыкальных инструментах. Поэтому в своей практике мы решили немного поиграть со звуками.
Автором, разработавшим идею игра со звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.
«Играя со звуками», ребенок не только получает новые знания об окружающем его мире. Он имеет уникальную возможность изучить звуковые свойства различных материалов и предметов из них, звуки собственного тела (звучащие жесты, игры с голосом, артикуляционные игры, может исследовать различные способы получения звуков, приобретает навыки игры на инструментах, незаметно для себя развивает тембровый и звуковысотный слух. Но, самое главное, - эти игры доступны ребенку с любым музыкальным опытом, способностями и уровнем их развития.
Я в своей работе использовала элементы методики игр со звуками Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой. Ее методика основывается на принципах фактической импровизации. Ключевая фраза: «Сыграй, как ты хочешь!» запускает механизм этой импровизации. По мнению автора методики, педагог может использовать следующие ключевые задания для импровизации со звуками :
1. «Поиграй на своем инструменте, поищи, какие звуки живут в нем, постарайся найти разные!;
2. «Сыграй музыку, как ты хочешь!»
3. «Будь дирижером – покажи музыкантам, чтобы они поняли, как нужно играть эту музыку.» Ребенок дирижирует оркестром из 3-4 музыкальных инструментов.
4. «Подумай, какие инструменты могут сыграть «Мелодию дождя», «Марш львов», «Солнечный свет», «Маленького ежика» и т. д. Структура этого задания будет правильной, если двигаться от звукоподражательной интонации, типа «кап-кап-кап», «тук-тук-тук», «шур-шур-шур».
5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» - здесь используется метод наложения свободной импровизации свободной в метроритмическом отношении импровизации на структурно и ритмический организованный поэтический текст.
6. «Поговори со своим соседом, расскажи, что ты хочешь!» - диалоги музыкальных инструментов.
Игры со звуком можно разделить на три группы: игры с шумовыми инструментами (с предметами, окружающими нас, игры с голосом и звучащие жесты.
К звучащим жестам мы можем отнести хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и т. д., шлепки (по коленям, по груди, притопы (всей стопой, пяткой, носком, щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Голос и артикуляционный аппарат тоже могут рассматриваться как целое собрание инструментальных тембров. Голос используется в качестве различных звуковых эффектов : свист, шипение, глиссандирование, шепот, кряхтение, цокание языком и т. д. В начале импровизации голосом дети могут выполнять несложные задачи, выражая свое творчество в пластике, мимике, тембре голоса.
Мы решили поиграть со звуками окружающих нас предметов. Я предложила исследовать окружающие их предметы и послушать, как они звучат. Ребята изучали предметы дома, в детском саду: у нас зазвучали бутылки, браслеты, стаканы, бумага, ключи и даже вода.
Мы разделили наши импровизированные музыкальные инструменты по типу звучания на звонкие, глухие, шуршащие, поющие, бурлящие.
На первоначальном этапе мы придумывали персонажа, которого мог бы озвучить тот или иной предмет. На следующем этапе мы анализировали средства музыкальной выразительности (играем тихо, настороженно или смело, громко, стремительно, придумывали ритмические песенки.
Техническая легкость игры на шумовых инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации. Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребенку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Роль ребенка может быть не большой и очень простой, но качественно необходимой для саморазвития ребенка.
Поскольку игра в оркестре является определенной формой общения, она развивает коммуникативные навыки дошкольников.
В процессе игры со звуками развиваются музыкальные навыки: метроритмический и тембровый слух, основы интонационного слуха.
Дети, которые каждый день привыкли нажимать на кнопки компьютера, должны развивать не только ум, логику и смекалку, но нуждаются в творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления и творческого действования.