Ходыкина Ольга Андреевна
Консультация для педагогов ДОУ «Развитие умения выступать публично у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие умения выступать публично у дошкольников
1 слайд. В современном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное и речевое развитие ребенка обозначаются как необходимые образовательные области, обеспечивающие общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, его социализацию и личностное развитие.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Развитие умения выступать публично у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2 слайд. Одним из важнейших коммуникативных умений является умение выступать публично, т. е. перед малой или большой группой людей.
3. Необходимость выступать публично сопровождает нас всю жизнь. Такие ситуации начинают возникать перед ребёнком уже в дошкольном детстве (рассказать стихотворение, выступить на празднике, затем продолжаются и становятся регулярными в период школьного, профессионального, ВУЗовского обучения.
4. В профессиональной жизни взрослого человека также немало ситуаций, в которых требуется представить свою позицию перед другими людьми. И итоговый результат часто зависит не только от объективных характеристик человека и его позиции, но во многом и от его умения правильно представить себя публике. Не смущаясь и забывая, а уверенно и вдохновенно.
5. Учитывая всю сложность и психологическую значимость умения выступать публично, к его развитию следует приступать уже в дошкольном детстве. Однако подходить к этому необходимо максимально корректно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
6. Особо важную роль играет обеспечение ребёнку личного позитивного опыта публичного выступления, опыта наблюдения выступлений других детей, поддержки со стороны педагога, а также создание условий для эмоционального подъема, уверенности, радости у ребенка.
7. Процесс формирования у ребенка умения выступать публично проходит в несколько этапов.
8. 1-й этап. Включает в себя подбор формы работы с детьми, который позволит каждому ребенку получить позитивный опыт публичного выступления в доступной для него, интересной, эмоционально позитивной форме. В детском саду проводится множество мероприятий, на которых дети разных групп имеют возможность выступить публично. Такие мероприятия связываются с содержанием образовательной программы и значимыми социальными событиями, дают возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, каждый раз выбирая тот опыт публичности, к которому готов конкретный ребёнок, и в котором он может воплотить этот опыт успешно (например, сегодня он показывает лишь движения, а в следующий раз уже произносит несколько фраз).
9. 2-й этап. Выбор конкретного мероприятия и темы выступления, разработка конспекта, распределение ролей и обязанностей. Разнообразные мероприятия в детском саду позволяют спланировать и воплотить для каждого ребенка опыт публичных выступлений как систему «от простого к сложному», т. е. давать детям опыт и обогащать его постепенно, обеспечивая «победы без поражений», двигаясь от малых достижений к большим свершениям.
10. 3-й этап. Подготовка детей к публичному выступлению. Всем детям необходимо получить свой опыт публичного выступления : кто-то может выступить вербально, кто-то лишь поучаствует в показе (без слов). Так реализуется индивидуальный маршрут развития. Данный этап обычно самый длительный по времени, часто требующий от детей и педагогов больших эмоциональных, физических, интеллектуальных усилий.
11. На данном этапе, подготовка вербальной составляющей полностью является зоной ответственности педагога (возможно, в сотрудничестве с родителями). Среди традиционных требований: простота, красочность, интерес для исполнителей и зрителей, оптимальность по времени. Подбор для выступлений текстов, стихов, песен, которые интересны, понятны, соответствуют индивидуальным возможностям детей. Если ребенок исполняет роль какого-либо персонажа, задайте ему предварительно такие вопросы: «Как ты думаешь, какой твой герой, какой у него характер?» (Уверенный, сильный; или маленький, слабый.) «Что он чувствует, когда говорит?». (Радость, вдохновение, испуг, обиду.) «С какой интонацией, каким голосом надо сказать эти слова или фразы?» (Уверенно, радостно, вдохновенно.)
12. Подготовка невербальных составляющих выступления : интонации, жестов, мимики, пантомимики. Заранее обсудите с ребёнком, как ярче выразить настроение, характер исполняемого персонажа: «Как радость, удивление, вдохновение показать лицом, руками, телом?». (Например, выпрямиться, поднять руки, сделать шаг вперед). Если ребенок сам спонтанно демонстрирует удачную модель невербальных действий, то педагог может согласиться с ним, похвалить, повторить модель ребенка. Если экспрессивное развитие недостаточно, предлагаемая ребенком модель невыразительна, то педагог предлагает свои варианты, показывая их ребенку и комментируя словесно. Затем ребенку предлагается воспроизвести это, потренироваться (можно перед зеркалом, а педагог должен поддерживать и воодушевлять.
13. Ещё один, не менее важный, компонент невербальной коммуникации, над которым целесообразно поработать - одежда и аксессуары. Им традиционно уделяется большое внимание. Если мы работаем с дошкольником, то можно показать ему изображение персонажа в книгах, мультфильмах, и спросить: «Как ты можешь одеться для того, чтобы другим детям легче было понять и представить твоего героя?» Как правило, дети сами что-то придумывают, проявляя находчивость и фантазию; педагог может предложить свой вариант. Одежда выступающих помогает им войти в образ, а аудитории – воспринимать происходящее. Когда ребенок примеряет костюм своего персонажа, целесообразно, чтобы он посмотрел на себя в зеркало, а педагог выразил бы одобрение.
14. 4-й этап. Проведение мероприятия. Именно на этом этапе ребенок должен получить реальный и успешный опыт публичного выступления. Предварительная подготовка имеет большое значение, но не менее значимы будут эмоциональная поддержка и уверенность в успехе со стороны других людей и общий эмоциональный настрой выступающего. Поэтому основная задача педагога – демонстрировать уверенность в каждом ребенке, поддерживать взглядом, улыбкой, похвалой, создавать атмосферу праздника, радостного и интересного события.
15. На этом этапе, если даже ребенок не выступает, он получает так называемый косвенный опыт, т. е. наблюдает опыт других и, безусловно, учится. Важно и то, что дети привыкают работать в команде, что создает условия для развития взаимоподдержки, взаимоответственности в работе.
16. 5-й этап. Закрепление опыта. На следующий день целесообразно спросить о том, что нового и интересного дети узнали, чему научились; попросить вспомнить, что они показывали, как рассказывали, как были одеты, что чувствовали перед, во время, и после выступления. Это поможет каждому ребенку лучше все запомнить и осознать, сделает его следующее выступление ещё более интересным и успешным.
Умение выступать публично не является искусством для избранных, его можно достичь путём регулярных упражнений.
17. Благодарю Вас за внимание и желаю успехов в подготовке детей к выступлениям перед публикой!