Светлана Юнусова
Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы с детьми и родителями в рамках проекта по профориентации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования.
Что такое профориентация в детском саду? Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи в выборе профессии в будущем. Важно, чтобы ребенок еще в дошкольном возрасте имел представление, какая деятельность ему больше нравится, к чему он имеет склонности. Это важно для его дальнейшего самоопределения. Это сможет значительно облегчить его выбор профессии в будущем. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Формы работы с детьми и родителями в рамках проекта по профориентации дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
А для того, что ребенок смог выбрать, необходимо на протяжении всего дошкольного возраста :
1. предоставить ему возможность узнавать о профессиях взрослых;
2. создать условия, для того, чтобы ребенок в игре смог опробовать разные профессии.
Целью ранней профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых. Обобщение знаний о профессиях в процессе совместной самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Для ознакомления детей профессиями взрослых можно применять следующие методы обучения и воспитания:
– словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
– наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
– практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
– игровой (сюжетно-ролевые игры, квест-игра, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
1. Словесные методы
- Беседы: «Разные профессии», «Кем я стану, когда вырасту?», «Труд человека», в ходе которых дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий;
- Организация встреч с людьми разных профессий
- Чтение стихов, рассказов, сказок и загадок о профессиях и орудиях труда, разучивание поговорок и пословиц о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорок и считалок, в которых упоминаются профессии и орудия труда.
Все это поможет в непринуждённой форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.
Например: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Маяковский «Кем быть?» Л. Разумов «Стихи о профессиях»
2. Наглядные методы.
- Рассматривание иллюстраций: Профессии, Предметы труда.
- Рассматривание картин художников
- Наблюдение трудовых процессов людей разных профессий во время экскурсий по детскому саду (повар, медсестра, дворник, воспитатель); экскурсий за пределы детского сада (пожарная часть, музей); виртуальных экскурсий.
Экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудий.
-виртуальные экскурсии позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать.
3. Практические методы
- Экспериментирование с разными материалами (с инструментами труда людей разных профессий)
- Трудовые поручения, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций
- Продуктивная деятельность
4. Игровые методы
Дидактические игры: (Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.)
- игры с предметами («Собери набор повара»; «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами»);
- настольно-печатные игры («Ассоциации», «Найди два одинаковых инструмента»); «Кому что нужно», «Потерянный инструмент», «Для чего и из чего»);
- словесные игры («Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот»).
- Сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации
Именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития.
- Образовательно - игровые ситуации, например, «Научим Почемучку вытирать пыль», «Медвежонок пришел в гости к белочке», «Кукла Катя заболела», «Поможем Мише починить машину» и др.
- Квест-игры
В квесте (англ. quest, или приключенческая игра) всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. В случае проведения квеста по профессиям в детском саду, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания, связанные с темой «Профессии» и находят подсказки.
Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.
- инсценировки литературных произведений и игры – импровизации (например, «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».
Они позволяют детям проявлять творческий подход, умение действовать с предметами –заместителями.
- игры-развлечения, спортивные мероприятия («К доктору Айболиту», «Осторожно! Пожар!»). С помощью этих мероприятий, дети закрепляют знания о профессиях, и их значении в жизни людей.
В процессе тематических проведения праздников, также можно затронуть тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, лётчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников, или тематических дней. например, День шахтера, День дошкольного работника, День учителя, День железнодорожника. И в течение этого дня беседовать о профессии, презентовать индивидуальные проекты, читать худ литературу, в которой говорится о профессии, смотреть презентации или виртуальные экскурсии в профессию, рисовать на тему.
Формы работы по профориентации у младших дошкольников.
Это знакомство с профессиями людей ближайшего окружения. Например, профессии детского сада : повар, дворник, медсестра, охранник, воспитатель. Можно организовать экскурсии на кухню, в медицинский кабинет, в прачечную. Во время экскурсий дети не только наблюдают за работой взрослых, но и видят предметы труда, результаты труда.
Для закрепления увиденного на экскурсии можно включать продуктивную деятельность (рисование, лепка, конструирование и т. д.)
Кроме того, дети уже имеют некоторые представления о професии врача, продавца, парикмахера, водителя. Эти представления можно расширять, в первую очередь, в игровой деятельности.
Для закрепления трудовых умений в игре, для детей необходимо создавать развивающую среду, наполнять необходимыми атрибутами для сюжетно-ролевых игр «Детский сад», «Дом», «Магазин», «Больница», «Автобус», «Парикмахерская» и др. Создавать образовательно – игровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)».
В средней группе дети могут знакомится с профессиями своих родителей, бабушек и дедушек, с профессиями, с которыми они встречаются повседневно (продавец, парикмахер, врач, полицейский и др., а в старшем дошкольном возрасте на протяжении года детей можно знакомить с различными профессиями, включая работу по ознакомлению в комплексно-тематический план, исходя из темы недели или приурочить к профессиональным праздникам.
Формы работы с родителями в рамках проекта по профориентации дошкольников :
- презентация профессий
-мастер-классы от родителей
-виртуальный тур в профессию
- выставка предметов труда
- экскурсии на предприятия
Продукты проекта по профориентации дошкольников :
- фотовыставка «Профессии моих родителей»
- Выпуск фотогазеты «Есть много профессий хороших и нужных!».
- Альбом с фотографиями и рассказами родителей по профессиям
- фильм – презентация профессий
- фильм по созданию условий в группе для ранней профориентации
- Развлечение «Все профессии нужны, все профессии важны».
- Оформление тематической выставки книг «Такие разные профессии».
- Выставка рисунков «Кем я хочу быть?»
- создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры
- создание картотеки
- альбомы «Стихи о профессиях», «Все работы хороши», «Пословицы и поговорки о труде».