Ольга Сарайкина
«Использование музейной педагогики в развитии творческих способностей у дошкольников». Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Тема " Использование музейной педагогики в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста".
Музей для взрослого – это место, где хранится поистине бесценное культурное наследие, а для ребенка это, прежде всего, мир пока неизвестных ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребёнку, и есть наша задача.
Восприятие произведения искусства – непростая задача для ребенка, которая
также ставит и перед педагогом целый ряд методических вопросов. Как научить маленького ребенка рассматривать картину или предмет прикладного искусства, эмоционально реагировать на увиденное, высказывать свое мнение? Как поговорить о сложном просто, рассказать о важном доступно? Как связать содержание музейных занятий с жизнью детей, с их впечатлениями и переживаниями?
И тут нам на помощь педагогам приходит музейная педагогика. Музейная педагогика в детском саду со своими методами, средствами, программами поможет не только ответить на бесконечные "Зачем?" и "Почему?", но и покажет связь времен, культуру и историю народа, духовный опыт человечества.
Еще один из ответов на эти вопросы заключен в использовании метода совместного сказочного творчества в общении с детьми младшего дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит через сказку.
Сказка - универсальный учитель. Благодаря ей ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, живо откликается на события и образы окружающего. У ребенка появляются не только новые знания, но и новое эмоциональное отношение к людям, предметам, явлениям. Русская педагогика уже более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Передовые педагоги всегда указывали на необходимость широкого использования народных сказок в работе с детьми.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский включил сказки в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Константин Дмитриевич видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы». По словам Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, - понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления. Во время знакомства ребенка со сказочным сюжетом можно понять, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что-либо новое. Обращаясь к сказке, можно помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, побудить его к творчеству.
В качестве примера методического использования сказочных сюжетов в развитии творческих способностей у детей можно рассмотреть конкретное занятие «Музей приглашает в гости. Приключения осеннего парашютиста». Как же в доступной и интересной форме познакомить детей с картиной «Пейзаж с березами» художника А. А. Киселева и «Натюрморт» скульптора и керамиста В. Е. Семеновой? Выбор этих экспонатов соответствует принципу их доступности для детей младшего возраста, который принимает во внимание простоту композиций, увлекающих воображение ребенка, понятность сюжета, теплый, насыщенный колорит. Главным же героем сказки, помогающей детям рассматривать эти работы, стал осенний лист («парашютист»). Придумывая рассказ об его приключениях, дети активно обращаются к своему опыту, припоминают впечатления недавних лесных прогулок: шорох опавших сухих листьев, различие их очертаний и оттенков в природе.
Всматриваясь вместе с педагогом в картину А. А. Киселева, дети узнают березки в пожелтевшем лесу и замечают их светлые, освещенные стволы. Мы вспоминаем, почему осень называют «золотой», и обращаем внимание на блеск листвы в световоздушной среде пейзажа.
Вопросы: «Как ведут себя листики, когда ветер уносит их с дерева? Что происходит с осенним парашютистом?» - помогают детям увидеть разнообразие форм и фактуры листьев, изображенных художником. Один лист полетел и превратился в покрывало для травы. Другой высох, его закрутил ветер - и листок стал каруселью для муравья. Есть листочки, которые превратились в тень на дорожке и в лодочку на воде. При помощи сказочных историй, одушевляющих осеннюю листву, мы привлекаем внимание детей к листьям, написанным тонко и прозрачно, и к иным, исполненным выпуклыми, пастозными мазками. Это дает возможность доступно показать ребенку, как художник работает в технике масляной живописи.
Сюжет об осеннем парашютисте используется и в той части занятия, которая призвана переключить внимание детей, в силу возрастных особенностей не способных долгое время сосредотачиваться на рассматривании произведений. Этот фрагмент представляет собой игру «Дует ветер нам в лицо…». Мы рассуждаем о том, что туловище человека похоже на ствол дерева, что наши руки могут быть его ветвями, а ладони – листьями. Представляем, как от порыва ветра листья отрываются от веточек и летят. При этом каждый ребенок придумывает свою форму листика, ладошкой изображает своего «осеннего парашютиста».
Возвращаясь к картине, мы обращаем внимание детей на то, что в пейзаже есть листья разных оттенков и за березой здесь спрятались веточки рябины. Лист рябины дети находят и на декоративном блюде В. Е. Семеновой в зале прикладного искусства. Продолжая в нем историю осеннего парашютиста, мы любуемся красотой ярких рябиновых листьев, изображенных на блюде, и говорим о свойствах глины, послужившей материалом для этого произведения. Рассматривая этот натюрморт, дети представляют себе девочку, которая принесла домой с прогулки по осеннему парку букет из опавших листьев, налила стакан горячего чая и приготовила чистый лист бумаги для рисования. Отвечая на вопросы о том, из каких листьев девочка составила свой букет, маленькие зрители знакомятся со свойствами композиции натюрморта, в котором каждый предмет «рассказывает» о себе. А чистый бумажный лист, изображенный в этой работе, позволяет перейти к мастер-классу, завершающему занятие. При помощи разноцветной гуаши дети отпечатывают на ватмане изображения листьев, которые в целом образуют интересную композицию, подобную большой тропинке в лесу. Для детей постарше можно предложить мастер-класс «Осенняя березка». На нем создается аппликация: ствол и веточки березы мы клеим из салфеток, а листочки из - цветной бумаги. Взрослые активно помогают детям выполнять такие творческие задания, и каждая семья в итоге занятия уносит домой свою интересную работу.
Совместное сказочное творчество как один из методов проведения музейного занятия для детей младшего возраста помогает нам доступно и увлекательно рассказать о произведениях искусства, затронуть разные стороны мышления и воображения маленького человека.