Наталья Леднёва
Консультация для педагогов «Дидактические игры и игровые упражнения по звуковой культуре речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Правильная речь – это один из важнейших показателей того, что ребенок действительно готов к обучению в школе. Ведь именно правильная речь — залог успешного овладения чтением и письмом. Письменная речь (чтение и письмо) будут формироваться на основе устной. Вот почему дети, страдающие нарушениями устной речи, могут стать в школе иметь проблемы с письмом и чтением.
По статистике процент детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается. В отношении состояния звукопроизношения тревожным фактом является и то, что даже в младших группах детских садов теперь не отмечается только «возрастное косноязычие», поскольку почти у каждого третьего ребенка имеют место и патологические формы нарушений звукопроизношения.
Публикация «Консультация для педагогов „Дидактические игры и игровые упражнения по звуковой культуре речи“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Проблемы речи и их причины :
• Невнятная речь (нарушено звукопроизношение, вялая артикуляция)
• Смешение звуков в следствии неразвитого фонематического слуха.
• Неоконченные фразы (нарушен грамматический строй речи, слабый речевой выдох).
• Недостаточное связное высказывание (маленький словарный запас).
• Для правильного произнесения звука необходимо :
• Подвижность органов артикуляции (артикуляционная гимнастика)
• Развитое речевое дыхание Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие.
• Развитие мелкой моторики также оказывает свое благотворное воздействие на становление речи малыша.
Работа по развитию звуковой культуры речи детей предусматривает введение с младшего дошкольного возраста в образовательный процесс упражнений артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, на развитие мелкой моторики, фонематического слуха. Все это плодотворно сказывается на развитии речи детей в целом или становится подготовкой к дальнейшей коррекционной логопедической работе с ними, которая будет, несомненно, протекать успешнее.
Игры для развития звуковой культуры речи
у детей 5-6 лет
Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком. Развивают речь у детей 5-6 лет игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов. Вот некоторые игры, которые помогут Вашим малышам развить речь.
Игра на развитие речи «Придумай слово»
Цель — развитие фонематического слуха, учить определять количество слогов в слове.
В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т. д. Например, взрослый говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если взрослый заметит, что кто-то из детей не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку, еще лучше, если помощь будет исходить от детей (приятелей, братьев, сестер).
Игра на развитие речи «Ловушка»
Цель — развитие умения услышать в слове определенный звук.
Предложите детям «открыть ловушки», т. е. поставить руки локтями на парту (стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Взрослый дает задание детям: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши. Слова можно подбирать по определенной лексической теме или на определенный звук …
Игра на развитие речи «Поймай слог»
Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.
Взрослый «бросает» детям слог, а дети должны «превратить» его в слово.
Например: ПА — папа, МА — мама, КУ — кубик, АР — арбуз и т. д.
Можно использовать мячик. Это сделает игру более динамичной, и поможет детям развить ловкость и реакцию.
Игровое упражнение «Подбираем рифмы»
Цель — развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Прочитайте ребенку шуточное стихотворение — начало английской народной песенки в переводе С. Я. Маршака:
Даю вам честное слово, вчера в половине шестого
Я видел двух свинок без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Далее, ребенку задаются вопросы на понимание текста:
- Кого видел поэт? В каком виде они были?
- Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т. д.)
- Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы тоже можем сочинить веселые шуточные стихи про разных птиц и животных.
Я буду начинать, а ты продолжай.
Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без. (ботинок) и. (чулок)
И птичек без. (рукавичек)
Данное стихотворение можно продолжать и дальше. По образцу этого упражнения на развитие речи можно брать и другие стихи и делать то же самое.